Законодательство
Републики Башкортостан

Башкортостан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК
ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

(материалы подготовлены специалистами
ООО "РЦПИ "Акцент плюс")

Вступление в силу нормативного правового акта имеет принципиальное значение, ведь именно с этого момента правовая норма становится обязательной для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан, документ начинает действовать, порождает определенные права и обязанности.
В случае, когда в самом документе определен порядок его вступления в силу либо указана точная дата, как правило, особых трудностей не возникает. Если в самом документе вопрос его вступления в силу не урегулирован, применяется так называемый общий порядок вступления в силу. Он представляет собой определенные правила, установленные законодательством, при соблюдении которых нормативные акты вступают в силу.
Федеральным законодательством определен порядок вступления в силу законов, иных нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина. В остальных случаях определение порядка вступления в силу региональных нормативных правовых актов отнесено к компетенции субъекта РФ, муниципальных правовых актов - соответственно к ведению муниципального образования.

Глава 1. Обязательные условия вступления в силу
нормативных правовых актов

1.1. Официальное опубликование

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ (ч. 4 ст. 14 Конституции Республики Башкортостан) все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты (НПА) не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдение законов, содержание которых не доведено до их сведения.
Чтобы определить, с какого момента вступает в силу НПА, необходимо выяснить, что считается официальным опубликованием и какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы НПА признавался официально опубликованным.
Во-первых, официальное опубликование должно проводиться путем помещения текста документа в общедоступном издании, которое должно свободно распространяться среди населения по неограниченной подписке.
Во-вторых, помещение текста НПА в общедоступном издании только тогда имеет статус официального опубликования, когда это издание законодательно определено в качестве источника официального опубликования для данного вида НПА.
В-третьих, НПА должен быть опубликован в официальном издании полностью.
Таким образом, под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.
Об источниках официального опубликования для различных видов НПА и проблемах, связанных с официальным опубликованием, см. главы 2 и 3.

1.2. Государственная регистрация нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РБ

С 1 февраля 1993 года Постановлением Совета Министров РБ от 26.02.1993 № 75 была введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств Республики Башкортостан, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер.
В настоящее время вопросы государственной регистрации и вступления в силу ведомственных НПА регулируются Постановлением Кабинета Министров РБ от 01.06.1998 № 111. Так, в соответствии с пунктом 10 Правил, утвержденных указанным Постановлением, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Основание: Постановление Кабинета Министров РБ от 01.06.1998 № 111, Закон РБ от 13.03.2003 № 472-з.

Глава 2. Порядок вступления в силу нормативных
правовых актов Республики Башкортостан

2.1. Конституция Республики Башкортостан

2.1.1. Конституция Республики Башкортостан обладает высшей юридической силой по вопросам, отнесенным к ведению Республики Башкортостан, имеет прямое действие и применяется на всей территории Республики Башкортостан. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Республике Башкортостан, не должны противоречить настоящей Конституции.
Конституция Республики Башкортостан вступила в силу со дня опубликования.
Официальные источники опубликования: газеты "Республика Башкортостан", "Башкортостан", "Кызыл Тан", "Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", сборник "Законы Республики Башкортостан".
Основание: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ, Конституция Республики Башкортостан, Закон РБ от 24.12.1993 № ВС-22/16.

2.1.2. После вступления в силу в установленном порядке закона Республики Башкортостан о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан осуществляется официальное издание Конституции Республики Башкортостан с изменениями и дополнениями в редакции принятого закона.
Основание: Закон РБ от 28.04.2004 № 76-з.

2.1.3. Изменения в статью 64 Конституции Республики Башкортостан, определяющую административно-территориальное устройство Республики Башкортостан, вносятся на основании закона Республики Башкортостан об образовании в ее составе новой административно-территориальной единицы.
Основание: Конституция Республики Башкортостан (введена в действие Законом РБ от 24.12.1993 № ВС-22/16).

2.2. Законы Республики Башкортостан

2.2.1. С 01.05.2001 по настоящее время законы Республики Башкортостан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

]]>
2.9. Акты о налогах и сборах

С 01.01.2000 по настоящее время в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
Акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

С 01.01.2009 по настоящее время акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, а также акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, вступают в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

Глава 3. Проблемные вопросы вступления в силу
нормативных правовых актов

3.1. Определение даты первого официального опубликования

В соответствии со статьей 3 Закона РБ от 11.05.1995 № 1-з "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Башкортостан, актов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан" официальным опубликованием законов Республики Башкортостан, актов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан считается первая публикация его полного текста в газетах "Республика Башкортостан", "Башкортостан", "Кызыл Тан" или в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", сборнике "Законы Республики Башкортостан", а в соответствии с пунктом 3 Положения о порядке опубликования и вступления в силу указов и распоряжений Президента Республики Башкортостан и постановлений и распоряжений Правительства Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента РБ от 26.09.1996 № УП-629, официальным опубликованием актов Президента Республики Башкортостан и актов Правительства Республики Башкортостан считается первая публикация его полного текста в газетах "Республика Башкортостан", "Башкортостан", "Кызыл Тан" или в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан".
Таким образом, если закон опубликован, например, и в "Республике Башкортостан", и в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", необходимо выбрать один из источников, по дате которого и определить момент вступления в силу нормативного акта.
Если документ опубликован в газете раньше, чем в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", проблем, как правило, не возникает. В ситуациях, когда дата газеты позже, чем дата "Ведомостей Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", определить реальный момент вступления закона в силу затруднительно.
Существуют две позиции относительно разрешения данной ситуации.
Сторонники первой считают, что датой официальной публикации в этом случае не может являться дата подписания в печать журнала. В качестве основного аргумента приводится Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. № 17-П, в котором рассматривается порядок определения даты официального опубликования акта, опубликованного одновременно в журнале "Собрание законодательства" и в "Российской газете". Конституционный Суд РФ полагает, что "Российская газета" является ежедневной газетой и проставляемая на ней дата является датой, когда опубликованный в газете закон реально доходит до адресатов. В отличие от газеты "Собрание законодательства" является еженедельным изданием, дата которого совпадает с датой его подписания в печать и не является датой поступления журнала в продажу или по подписке, т.е. реально "Собрание законодательства" доходит до адресатов значительно позже. Следовательно, правильнее будет считать первой официальной публикацией публикацию в "Российской газете".
Вторая позиция при решении проблемы первой официальной публикации является формальной и основывается на нормах действующего законодательства: тот источник, который имеет наиболее раннюю дату, и будет первым официальным опубликованием нормативного акта. То есть, если дата "Ведомостей Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" или сборника "Законы Республики Башкортостан" более ранняя, чем дата газет "Республика Башкортостан", "Башкортостан" или "Кызыл Тан", то и нужно определять первую публикацию по "Ведомостям Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" или сборнику "Законы Республики Башкортостан".
При этом следует отметить, что в случае опубликования документа сначала в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" или сборнике "Законы Республики Башкортостан", а затем в газете также может возникнуть проблема с определением даты публикации по "Ведомостям Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" или сборнику "Законы Республики Башкортостан" (см. раздел 3.3 "Опубликование в источнике, в котором отсутствует точная дата").
Каждая из вышеназванных позиций имеет свои недостатки. Так, в первом варианте следует учитывать разницу между датами газеты и журнала. Если разница, например, составляет более 10 дней, то еще неизвестно, какой источник официального опубликования дошел до адресатов раньше. Второй вариант, основанный на буквальном толковании закона, может оказаться несостоятельным в суде, который зачастую отдает предпочтение публикации в газете.

3.2. Исчисление сроков вступления в силу нормативных правовых актов с учетом различных формулировок, указывающих на момент вступления в силу

В нормативных актах Республики Башкортостан используются разнообразные формулировки, указывающие на момент вступления в силу:
- со дня официального опубликования;
- по истечении... со дня официального опубликования;
- по истечении... после дня официального опубликования;
- через... со дня официального опубликования;
- через... после дня официального опубликования.
К формулировкам о вступлении актов в силу следует относиться максимально внимательно.
В первую очередь нужно различать формулировки "со дня официального опубликования" и "после дня официального опубликования". От этого зависит решение вопроса, в какой день (в день публикации или на следующий день после публикации) вступает документ в силу или какой день считать началом течения срока, если вступление документа в силу связано с истечением определенного срока.
Сторонники одной позиции считают, что, если указано "со", то первым днем следует считать день официального опубликования, если "после", то срок начинает исчисляться на следующий день после публикации. Обосновывается эта точка зрения тем, что, если законодатель по каким-то причинам использует два разных предлога, значит, они различаются по смыслу, поэтому и понимать их нужно буквально.
Сторонники другой позиции считают, что независимо от формулировки "со" или "после" срок начинает течь на следующий день после публикации. В качестве аргумента приводятся правила исчисления сроков, установленные отраслевыми Законами, например, Гражданским кодексом РФ (глава 11), Налоговым кодексом РФ (статья 6.1).

3.3. Опубликование в источнике, в котором отсутствует точная дата

В некоторых печатных изданиях Республики Башкортостан, которые являются источниками официального опубликования, не указывается точная дата выхода в свет, а только месяц и год или только номер и месяц.
Так, до сентября 2005 года "Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" имели номер, месяц и год. Сборники "Законы Республики Башкортостан" имеют только номер выпуска и год.
Дата подписания в печать, которая указывается в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", более поздняя и не совпадает с днем принятия документов, включенных в данные "Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан".
В "Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" помещаются документы за определенный временной период.
Сборник "Законы Республики Башкортостан" предоставляется со значительной задержкой во времени. Так, сборник "Законы Республики Башкортостан" выпуска XXIX документы с датой от июня 2000 года был подписан в печать 13 февраля 2001 года.
Поскольку в настоящее время законодательством не установлено четких правил, какую дату в таких случаях считать датой публикации, определять ее придется самостоятельно. Есть несколько мнений по этому вопросу, каждое из которых является небесспорным.
Так, если документ будет опубликован одновременно в "Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", сборнике "Законы Республики Башкортостан" и в периодическом печатном издании, то расчет даты вступления документа в силу следует производить исходя из более ранней публикации в газете.
В отношении документов, опубликованных только в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", датой официального опубликования документа рекомендуется считать дату подписания в печать "Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" .
В отношении изданий, имеющих диапазон дат, одни предлагают считать датой выхода в свет первую дату диапазона, другие, наоборот, последнюю. В данном случае следует ориентироваться в качестве даты официального опубликования на последний день последнего указанного в диапазоне месяца, так как брать за основу первый день первого указанного на издании месяца некорректно прежде всего из-за "непериодичности" издания, а также потому, что документы, изданные во "втором" указанном в диапазоне месяце, не могут вступить в силу раньше, чем были изданы.
Если в периодическом издании указывается только месяц его издания, то датой официального опубликования помещенного в ней акта предлагается считать последний день указанного месяца. Еще один вариант - ориентироваться на дату подписания в печать.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru