Законодательство
Републики Башкортостан

Башкортостан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июня 2010 г. № 50-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
БАЛАБАНОВОЙ ЕВГЕНИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 2 ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН "О ТРАНСПОРТНОМ НАЛОГЕ"

Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе председательствующего - судьи Л.Ш.Гумеровой, судей Ф.Р.Муратшина, Е.Л.Слепнева,
заслушав в заседании заключение судьи Ф.Р.Муратшина, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" предварительное изучение обращения,

установил:

1. В своем обращении в Конституционный Суд Республики Башкортостан гражданка Балабанова Е.А. оспаривает конституционность положения части первой статьи 2 Закона Республики Башкортостан от 27 ноября 2002 года № 365-з "О транспортном налоге", устанавливающего налоговую ставку на автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) в размере 150 рублей с каждой лошадиной силы.
Заявительница указывает, что согласно названной норме на зарегистрированный на ее имя автомобиль легковой "Toyota Soarer" 1983 года выпуска с мощностью двигателя 280 л. с. начислен транспортный налог в сумме 14000 рублей за четыре месяца 2008 года и в сумме 42000 рублей за 2009 год.
По ее мнению, данный размер налоговой ставки неоправданно завышен, не учитывает фактическую способность налогоплательщиков к уплате налога, умаляет гарантированные Конституцией Республики Башкортостан права и свободы, а также нарушает конституционный принцип равенства всех перед законом и судом.
Кроме того, гражданка Балабанова Е.А. полагает, что при взимании транспортного налога должны учитываться продолжительность периода использования в течение года облагаемого транспортного средства и его пробег.
2. Согласно статье 72 (пункт "и" части 1) Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3).
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налогах. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении региональных налогов в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом, определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 3 статьи 12).
3. Налоговым кодексом Российской Федерации транспортный налог отнесен к региональным налогам и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 14 и статья 356).
Налоговая база по транспортному налогу и порядок ее определения устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации, а налоговые ставки по данному налогу - законами субъектов Российской Федерации в пределах, предусмотренных названным Кодексом (статьи 53 и 356).
В пункте 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве критерия исчисления налоговой базы по транспортному налогу определена физическая характеристика облагаемого объекта. Такой характеристикой для налогообложения автомобилей легковых установлена мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (или кВт).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, в этом положении федеральный законодатель зафиксировал средние величины налоговых ставок по категориям транспортных средств и пунктом 2 статьи 361 предоставил субъектам Российской Федерации право при введении транспортного налога уточнять их таким образом, чтобы конкретные размеры введенных субъектами Российской Федерации ставок налога не выходили за установленные данным Кодексом границы уменьшения или увеличения средних налоговых ставок (Определение от 23 июня 2005 года № 272-О).
Согласно пункту 2 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24 июля 2002 года № 110-ФЗ) налоговые ставки, указанные в пункте 1 названной статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз.
С 1 января 2010 года, в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2009 года № 282-ФЗ), вышеуказанные налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) в десять раз; допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
4. В Республике Башкортостан 27 ноября 2002 года принят Закон № 365-з "О транспортном налоге", вступивший в силу с 1 января 2003 года. В части первой его статьи 2 законодатель воспользовался правом определять повышенные (в пять раз) размеры налоговых ставок на различные категории транспортных средств, которые с момента введения в Республике Башкортостан транспортного налога не изменялись.
Как показал сравнительный анализ, налоговая ставка в размере 150 рублей с каждой лошадиной силы для автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт), к числу которых относится и автомобиль заявительницы, установлена Законом Республики Башкортостан в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Вопросы увеличения или уменьшения размера налогообложения, введения дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса относятся к дискреционным полномочиям высшего и единственного законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Башкортостан и решаются им по своему усмотрению, исходя из финансовых возможностей республики.
Конституционный Суд Республики Башкортостан не вправе вторгаться в законотворческую сферу.
Согласно части 2 статьи 38 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Башкортостан оспариваемая норма. Отсутствие такой неопределенности влечет отказ в принятии обращения к рассмотрению.
Поскольку в вопросе о конституционности статьи 2 Закона Республики Башкортостан "О транспортном налоге" в части, касающейся установления налоговой ставки на автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт), неопределенность отсутствует, жалоба заявительницы не может быть принята к рассмотрению.
5. Требование гражданки Балабановой Е.А. о необходимости учета при исчислении суммы транспортного налога фактического использования в течение года облагаемого транспортного средства и его пробега, по существу, означает установление налоговой льготы, что связано с внесением изменений в акты законодательства о налогах. Решение данного вопроса является прерогативой законодателя и не входит в компетенцию Конституционного Суда Республики Башкортостан, установленную статьей 106 Конституции Республики Башкортостан и статьей 3 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан".
6. Поставленный в обращении вопрос о проверке соответствия Конституции Российской Федерации пунктов 2 и 3 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации не может быть предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Башкортостан. Оценка конституционности федеральных законов и их отдельных положений осуществляется исключительно Конституционным Судом Российской Федерации.
Исходя из изложенного, руководствуясь подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 3, пунктами "а" и "б" части 1 статьи 46, статьей 77 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Балабановой Е.А., поскольку она не отвечает критерию допустимости и в силу неподведомственности Конституционному Суду Республики Башкортостан поставленных в ней вопросов.
2. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данной жалобе не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан".

Конституционный Суд
Республики Башкортостан



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru