СОВЕТ ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. СТЕРЛИТАМАК
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
от 8 декабря 2009 г. № 2-1/32з
О ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СТЕРЛИТАМАК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ЗА 2009 ГОД И О ПРОГНОЗЕ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА 2010 ГОД
И НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА
Процесс формирования экономической и финансовой политики на 2010 - 2012 годы проходит в сложных условиях, связанных с влиянием мирового финансово-экономического кризиса.
Прогнозные расчеты основывались на оценке экономического потенциала города, масштабах влияния мирового финансово-экономического кризиса, реализуемых мер, направленных на оздоровление экономики. В прогнозе учтены задачи, поставленные Президентом Республики Башкортостан в Посланиях Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан, предложения предприятий и организаций города, а также сценарные условия функционирования экономики Республики Башкортостан на 2010 год и плановый период до 2012 года.
Анализируя помесячную динамику с начала текущего года, следует отметить, что финансово-экономический кризис продолжает негативно влиять на экономическое развитие. Оборот организаций снизился с начала года на 20%. Сократилась инвестиционная активность. Замедлились темпы роста реальных располагаемых денежных доходов населения и среднемесячной заработной платы.
Сложившаяся динамика развития предопределяет в целом итоги 2009 года. В этом году впервые за последнее десятилетие в экономике города, как и Республике Башкортостан в целом, ожидается спад объемов производства за счет снижения производства товаров и услуг в базовых видах экономической деятельности. По оценке 2009 года, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами по городу составит 50 млрд. руб. против 58,4 млрд. руб. в 2008 году. Индекс промышленного производства ожидается на уровне 84,5%.
Инвестиции в основной капитал снизятся на 9%, не реализуется в планируемом объеме строительство и ввод жилья.
Темпы роста реально располагаемых денежных доходов населения замедлятся, составив в 2009 году 95,7% против 104,2% в 2008 году. Номинальная среднемесячная заработная плата увеличится на 7,2% и составит 14,3 тыс. рублей.
Доходная и расходная части городского бюджета формировались с учетом дефицита денежных средств, что повлияло на выполнение принятых программ.
В 2009 году продолжилось развитие инфраструктуры потребительского рынка товаров и услуг, открывались новые торговые и сервисные предприятия. По оценке 2009 года, объем розничного товарооборота составит 39 млрд. руб., объем платных услуг населению - 12,4 млрд. руб., с ростом к уровню 2008 года в действующих ценах на 12,7% и 13,4% соответственно. Однако под влиянием снижения доходов населения объем розничного товарооборота и платных услуг в сопоставимой оценке сохранится на уровне 2008 года. Темпы инфляции в течение года складывались выше аналогичного периода 2008 года.
На рынке труда в условиях сокращения производства сохранялось снижение спроса на трудовые ресурсы. Уровень безработицы от экономически активного населения города в пределах 1,9%. В развитии демографических процессов в городе сохранялась положительная тенденция, сложившаяся в 2008 году, - рождаемость превышала смертность.
В условиях сохраняющейся неопределенности прогноз социально-экономического развития городского округа город Стерлитамак на период до 2012 года был впервые за последнее десятилетие прогнозирования разработан, как и в Российской Федерации, и Республике Башкортостан, в трех вариантах: "благоприятный", "базовый", "инерционный", на базе данных предприятий и организаций.
За основу при подготовке проекта местного бюджета на 2010 год принят "базовый" вариант прогноза социально-экономического развития. Базовый вариант прогноза учитывает консервативную оценку развития внешних условий и, прежде всего, умеренно низкую динамику цен на нефть.
Восстановление экономического роста в городе, как и Республике Башкортостан в целом, прогнозируется с 2010 года, что во многом будет связано с реализацией антикризисных мер, направленных на повышение устойчивости и оздоровление экономики, среди которых приоритетными определены:
социальная защита населения и стабилизация рынка труда;
повышение конкурентоспособности реального сектора экономики в виде поддержки отдельных видов экономической деятельности и системообразующих предприятий;
развитие инновационного потенциала, инвестиционной деятельности и энергосбережения;
развитие малого и среднего предпринимательства;
повышение устойчивости финансово-бюджетной системы.
Исходя из обозначенных условий развития по "базовому" варианту рост промышленного производства в 2010 году прогнозируется на 3,5% в сопоставимой оценке. Объем отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг промышленными предприятиями города прогнозируется на уровне 47,7 млрд. руб. По объему инвестиций в основной капитал изменить динамику в 2010 году не удастся. Инфляцию предполагается снизить с 12% в 2009 году до 10% в 2010 году.
В социальной сфере прогнозируется увеличение среднемесячной заработной платы до 15,5 тыс. рублей в 2010 году, рост розничного товарооборота и объема платных услуг населению на 2%.
Практически на уровне 2009 года сохранится ситуация на рынке труда. В 2010 году уровень безработицы прогнозируется в размере 1,7% к численности экономически активного населения.
В последующие 2011 - 2012 годы продолжится процесс стабилизации социально-экономического развития с выходом на траекторию устойчивого функционирования, который будет определяться как улучшением внешнеэкономических условий, так и эффективностью реализации основных мер государственной антикризисной политики.
Прогнозируется ежегодное увеличение темпов роста в базовых видах экономической деятельности. В целом, с учетом влияния кризисных лет, прогнозируется в 2012 году практически восстановить достигнутые в 2008 году объемы собственного производства.
Среднегодовой рост инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования прогнозируется до 2012 года на уровне 2%, ежегодный ввод жилых домов 70 - 78 тыс. кв. метров общей площади, из них 30% - за счет индивидуального строительства.
В 2011 - 2012 годах будет постепенное восстановление темпов роста сальдированного финансового результата во всех видах экономической деятельности.
В результате негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на рынок труда среднегодовая численность занятых в экономике в прогнозном периоде вплоть до 2012 года не восстановится до уровня 2008 года.
Восстановление динамики доходов населения и потребительских расходов будет происходить в зависимости от масштабов восстановления экономики. Среднегодовой рост номинальной среднемесячной заработной платы прогнозируется в пределах 9 - 10% и достижение в 2012 году уровня среднемесячной заработной платы в размере 18878 руб.
Рост потребительских расходов будет обусловлен степенью восстановления динамики доходов населения и потребительского кредитования. Среднегодовой рост оборота розничной торговли и платных услуг населению за период 2011 - 2012 годы составит 2,5%. По прогнозу розничный товарооборот достигнет в 2012 году составит 52,2 млрд. руб.
Значимая роль отводится малому бизнесу, его кооперации с крупными производителями. В налоговой системе важным фактором остается обеспечение максимального уровня собираемости закрепленных налогов.
В рамках прогноза социально-экономического развития города на 2010 год и на период 2012 года, принимаемых параметров бюджета сформирован перечень действующих и планируемых к реализации городских программ.
На основании вышеизложенного Совет городского округа решил:
1. Ожидаемые итоги социально-экономического развития городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан за 2009 год, прогноз основных показателей на 2010 год и перспективу социально-экономического развития до 2012 года утвердить согласно приложениям N№ 1
, 2
.
2. Внести в действующую программу "Социально-экономическое развитие городского округа город Стерлитамак на период 2005 - 2010 годы" коррективы с учетом итогов 2009 года и прогнозных параметров на 2010 год.
3. Активизировать рациональное использование производственно-хозяйственного, инфраструктурного, природно-ресурсного потенциала городского округа город Стерлитамак и на основе согласованных действий Совета и Администрации городского округа, хозяйствующих субъектов всех форм собственности обеспечить выполнение целевых ориентиров, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития муниципального образования на 2010 - 2012 годы.
4. Рекомендовать Администрации городского округа, руководителям предприятий, организаций и учреждений для достижения поставленных целей:
4.1. Продолжить работу по повышению конкурентоспособности продукции и технического уровня производства, увеличения инновационной составляющей, интенсификации процессов ресурсосбережения.
4.2. Направить усилия на повышение уровня экономической и финансовой самодостаточности предприятий и организаций за счет эффективного использования производственно-хозяйственного ресурса, эффективного менеджмента.
4.3. Повышать эффективность системы управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами.
4.4. Осуществлять реализацию бюджетной политики, направленную на обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств, оптимизацию бюджетных расходов, усиление функциональной роли денежно-кредитной системы в экономике города.
]]>+--------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦Численность населения¦т. чел. ¦ 270,8 ¦ 270,4 ¦ 270 ¦ 271,6 ¦ 271,3 ¦ 270,8 ¦ 272,4 ¦ 272,1 ¦ 271,6 ¦
¦(среднегодовая) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦В % к предыдущему году ¦% ¦ 100,3 ¦ 100,2 ¦ 100,0 ¦ 100,3 ¦ 100,3 ¦ 100,3 ¦ 100,3 ¦ 100,3 ¦ 100,3 ¦
+--------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦Трудовые ресурсы ¦т. чел. ¦ 174,3 ¦ 174,2 ¦ 173,9 ¦ 174,2 ¦ 174,0 ¦ 173,6 ¦ 174,1 ¦ 173,3 ¦ 173,1 ¦
+--------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦В % к предыдущему году ¦% ¦ 99,8 ¦ 99,7 ¦ 99,5 ¦ 99,9 ¦ 99,8 ¦ 99,7 ¦ 99,9 ¦ 99,8 ¦ 99,7 ¦
+--------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦Занято в экономике города ¦т. чел. ¦ 95,1 ¦ 92,6 ¦ 87,8 ¦ 95,8 ¦ 93,3 ¦ 88,2 ¦ 96,7 ¦ 93,9 ¦ 88,7 ¦
+--------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦В % к предыдущему году ¦% ¦ 101,0 ¦ 98,4 ¦ 93,3 ¦ 100,8 ¦ 100,7 ¦ 100,5 ¦ 100,9 ¦ 100,6 ¦ 100,5 ¦
+--------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦в материальном¦т. чел. ¦ 64,2 ¦ 63,1 ¦ 62,5 ¦ 64,2 ¦ 63,0 ¦ 62,4 ¦ 64,1 ¦ 62,7 ¦ 62,1 ¦
¦производстве ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦В % к предыдущему году ¦% ¦ 100,0 ¦ 98,2 ¦ 97,3 ¦ 100,0 ¦ 99,8 ¦ 99,8 ¦ 99,8 ¦ 99,5 ¦ 99,4 ¦
+--------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦в непроизводственной сфере¦т. чел. ¦ 30,9 ¦ 29,5 ¦ 25,3 ¦ 31,6 ¦ 30,3 ¦ 25,8 ¦ 32,6 ¦ 31,2 ¦ 26,6 ¦
+--------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦В % к предыдущему году ¦% ¦ 103,2 ¦ 98,8 ¦ 84,5 ¦ 102,3 ¦ 102,1 ¦ 102,0 ¦ 103,2 ¦ 103,1 ¦ 103,0 ¦
+--------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦Признаны безработными с¦чел. ¦ 5350 ¦ 5700 ¦ 6050 ¦ 4300 ¦ 4600 ¦ 4900 ¦ 3300 ¦ 3540 ¦ 3800 ¦
¦начала года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦В % к предыдущему году ¦% ¦ 78,7 ¦ 83,8 ¦ 89,0 ¦ 80,4 ¦ 80,7 ¦ 81,0 ¦ 76,7 ¦ 76,9 ¦ 77,6 ¦
+--------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦Имеют статус безработного ¦чел. ¦ 2300 ¦ 2450 ¦ 2600 ¦ 1950 ¦ 2100 ¦ 2250 ¦ 1650 ¦ 1780 ¦ 1910 ¦
+--------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦В % к предыдущему году ¦% ¦ 82,1 ¦ 87,5 ¦ 92,9 ¦ 84,8 ¦ 85,7 ¦ 86,5 ¦ 84,6 ¦ 84,8 ¦ 84,9 ¦
+--------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦Уровень безработицы (к¦% ¦ 1,6 ¦ 1,7 ¦ 1,8 ¦ 1,3 ¦ 1,4 ¦ 1,5 ¦ 1,1 ¦ 1,2 ¦ 1,3 ¦
¦численности экономически¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦активного населения) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦Общее число пенсионеров¦т. чел. ¦67610 ¦67540 ¦67480 ¦68690 ¦68486 ¦68357 ¦69790 ¦69513 ¦69314 ¦
¦(без учета пенсионеров МВД¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и Вооруженных Сил) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦В % к предыдущему году ¦% ¦ 101,7 ¦ 101,6 ¦ 101,5 ¦ 101,5 ¦ 101,4 ¦ 101,3 ¦ 101,6 ¦ 101,5 ¦ 101,4 ¦
+--------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+
--------------------------------
<*> Примечание: Доходы местного бюджета на 2011 - 2012 гг. указаны без суммы субвенций из фонда компенсации Республики Башкортостан.