Законодательство
Републики Башкортостан

Башкортостан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 декабря 2009 г. № 47-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ НЕКОММЕРЧЕСКОГО
ПАРТНЕРСТВА "ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗЧИКОВ" И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ СОКОЛОВОЙ НЕЛЛИ ВИКТОРОВНЫ, КУЛГУНИНОЙ
ЭЛЬМИРЫ НУРИМАНОВНЫ, РЕЗАЕВА ВЕНИАМИНА АЛЕКСАНДРОВИЧА И
ДРУГИХ НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД
ОТДЕЛЬНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
"ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК
МАРШРУТНЫМИ И ЛЕГКОВЫМИ ТАКСИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"

Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе председательствующего - судьи Л.Ш.Гумеровой, судей Ф.Р.Муратшина, Е.Л.Слепнева,
заслушав в заседании заключение судьи Е.Л.Слепнева, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" предварительное изучение обращений,

установил:

1. В своих жалобах в Конституционный Суд Республики Башкортостан Некоммерческое Партнерство "Организация Перевозчиков" и индивидуальные предприниматели Н.В.Соколова, Э.Н.Кулгунина, В.А.Резаев, К.Г.Арсланова, Э.Б.Гизетдинова, А.В.Акшенцова, Н.В.Баретенева, А.Г.Милятова, Р.М.Фаляхова оспаривают конституционность положений статьи 3 и пункта 2 части 1 статьи 5 Закона Республики Башкортостан от 22 сентября 2008 года № 25-з "Об осуществлении и организации пассажирских перевозок маршрутными и легковыми такси в Республике Башкортостан" (далее - Закон Республики Башкортостан № 25-з).
Некоммерческое Партнерство "Организация Перевозчиков", согласно его Уставу, создано гражданами для достижения управленческих целей и защиты прав и законных интересов участников этого Партнерства, предоставляющих услуги по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси в городе Уфа.
Из жалобы граждан Н.В.Соколовой, Э.Н.Кулгуниной, В.А.Резаева и других следует, что они осуществляют пассажирские перевозки легковыми такси в городе Салават, имея статус индивидуальных предпринимателей.
Заявители полагают, что положение статьи 3 Закона Республики Башкортостан № 25-з в части, касающейся ведения Реестра перевозчиков маршрутными такси, легковыми такси и служб заказа такси, создает дополнительные препятствия к осуществлению предпринимательской деятельности в указанной сфере, чем нарушаются их конституционные права и свободы, гарантированные статьей 39, частью первой статьи 40, частью первой статьи 49 Конституции Республики Башкортостан.
В обращениях также оспаривается конституционность пункта 2 части 1 статьи 5 названного Закона, который, как считают заявители, необоснованно устанавливает обязанность перевозчиков обеспечивать перевозки легковыми такси с применением электронного таксометра. По их мнению, указанное законоположение нарушает право перевозчиков на выбор закрепленных в федеральном законодательстве альтернативных форм расчетов с заказчиками.
2. Конституционный Суд Республики Башкортостан, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия жалоб к рассмотрению.
Согласно Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты "б" и "н" части 1); по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2).
Организация транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, предусмотренных подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 281-ФЗ).
Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения (муниципального района, городского округа) относятся к вопросам местного значения (пункт 7 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 15, пункт 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения (пункты 3 и 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 313-ФЗ).
В рамках вышеуказанных полномочий субъектов Российской Федерации в Республике Башкортостан приняты: Закон Республики Башкортостан от 22 сентября 2008 года № 25-з "Об осуществлении и организации пассажирских перевозок маршрутными и легковыми такси в Республике Башкортостан" и Закон Республики Башкортостан от 17 декабря 2008 года № 77-з "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории Республики Башкортостан".
Данные законы Республики Башкортостан направлены на создание условий для безопасности дорожного движения, комфортности и регулярных перевозок.
При этом законодатель Республики Башкортостан, регламентируя вопросы безопасности дорожного движения при осуществлении и организации пассажирских перевозок маршрутными и легковыми такси, призван обеспечивать гарантированные каждому Конституцией Республики Башкортостан право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом (часть третья статьи 29), осуществление которого регулируется Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", и право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной федеральным законом экономической деятельности (статья 39).
3. Конституционный Суд Республики Башкортостан, исходя из требований частей 2 и 3 статьи 77 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", оценивает как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему сложившейся правоприменительной практикой, и с учетом предмета, затронутого в обращениях.
Вопросы безопасности дорожного движения при осуществлении и организации перевозок пассажиров маршрутными и легковыми такси на соответствующей территории решаются согласно Закону Республики Башкортостан № 25-з и иным нормативным правовым актам путем обеспечения правового регулирования и соответствующего контроля на уровне Республики Башкортостан - Правительством Республики Башкортостан, на муниципальном уровне - органами местного самоуправления (часть 1 статьи 2 Закона Республики Башкортостан № 25-з).
В целях обеспечения населения полной и достоверной информацией о перевозчике маршрутными такси, легковыми такси и службе заказа такси части 1 и 2 статьи 3 Закона Республики Башкортостан № 25-з предусматривают Реестр перевозчиков маршрутными такси, легковыми такси и служб заказа такси, установление порядка формирования и ведения которого возлагается на Правительство Республики Башкортостан.
На основании и во исполнение данного Закона Правительством Республики Башкортостан в Постановлении от 13 февраля 2009 года № 61 "О порядках создания и эксплуатации стоянок легковых такси, остановочных пунктов маршрутных такси, ведения Реестров перевозчиков маршрутными такси, легковыми такси и служб заказа такси Республики Башкортостан" (далее - Постановление Правительства Республики Башкортостан от 13 февраля 2009 года № 61) утвержден, в том числе, Порядок формирования и ведения Реестра перевозчиков легковыми такси пригородного и междугороднего сообщения Республики Башкортостан и Порядок формирования и ведения Реестра перевозчиков маршрутными такси пригородного и междугороднего сообщения Республики Башкортостан.
В пункте 1.2 каждого из вышеназванных актов реестр определен как информационная система учета сведений о перевозчиках легковыми (маршрутными) такси пригородного и междугороднего сообщения, хранения, выдачи и защиты информации, а в пункте 1.3 этих актов указаны формы данных реестров, безвозмездность их формирования и ведения, держатели реестров и формы обеспечения доступа населения к информации из реестра.
В первоначальной редакции пункта 3.10 каждого из них предусматривалось, что заявитель, не включенный в один из реестров или прекративший деятельность в связи с истечением срока действия удостоверения соответствия и карточек соответствия, не имеет права оказывать услуги по перевозке пассажиров легковыми такси пригородного и междугороднего сообщения (или маршрутными такси пригородного и междугороднего сообщения) на территории Республики Башкортостан.
Эти требования исключены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 июля 2009 года № 277 "О внесении изменений в Порядок формирования и ведения Реестра перевозчиков легковыми такси пригородного и междугороднего сообщения Республики Башкортостан и Порядок формирования и ведения Реестра служб заказа легковых такси пригородного и междугороднего сообщения Республики Башкортостан" (подпункт "а" пункта 1 и подпункт "а" пункта 3 Приложения).
Часть 2 статьи 2 Закона Республики Башкортостан № 25-з устанавливает, что органы местного самоуправления в целях предоставления транспортных услуг населению и организации пассажирских перевозок маршрутными такси в границах поселения, между поселениями в границах муниципального района, в границах муниципального района вправе принимать нормативные правовые акты на основании Типового нормативного правового акта Правительства Республики Башкортостан.
Правительство Республики Башкортостан рекомендует администрациям муниципальных районов, городских округов и поселений Республики Башкортостан при разработке муниципальных порядков создания и эксплуатации стоянок легковых такси, остановочных пунктов, маршрутных такси и ведения Реестров перевозчиков маршрутными такси, легковыми такси и служб заказа такси руководствоваться изданным им Постановлением от 13 февраля 2009 года № 61 (пункт 2).
Руководствуясь Законом Республики Башкортостан № 25-з и Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 февраля 2009 года № 61, глава администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан своим Постановлением от 27 апреля 2009 года № 2037 утвердил Порядок формирования и ведения Реестра перевозчиков легковыми такси городского сообщения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (Приложение № 1) и Порядок формирования и ведения Реестра перевозчиков маршрутными такси городского сообщения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (Приложение № 3), в пункте 1.2 которых даны определения соответствующих городских реестров, аналогичные определениям реестров, приведенных в акте более высокой юридической силы.
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ) регулируются отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, и определяются общие условия перевозок пассажиров и багажа легковыми автомобилями и общие условия предоставления услуг пассажирам на объектах транспортных инфраструктур (части 1 и 3 статьи 1). Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом, не урегулированные указанным Федеральным законом, согласно части 1 его статьи 1, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании вышеназванного Федерального закона Правительством Российской Федерации утверждаются правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, представляющие собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок (части 1 и 2 статьи 3).
Изданные в рамках указанных полномочий "Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112 (далее - Правила перевозок), устанавливают порядок организации различных видов пассажирских перевозок, предусмотренных статьей 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ.
Информация, в соответствии с Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", может являться объектом публичных правовых отношений, участником которых в качестве ее обладателя могут быть, в том числе, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Государственные органы и органы местного самоуправления, осуществляющие от имени Республики Башкортостан и муниципального образования правомочия обладателя информации, в пределах своих полномочий и в целях их реализации вправе создавать государственные (региональные) и муниципальные информационные системы на основании соответственно законов Республики Башкортостан, правовых актов государственных органов и решения органа местного самоуправления, при условии соблюдения прав и законных интересов граждан и иных лиц. При этом создание соответствующих информационных систем не может служить основанием для установления дополнительных требований или ограничений, касающихся предпринимательской и иной не запрещенной федеральным законом экономической деятельности.
Анализ статьи 2, частей 1 и 2 статьи 3 Закона Республики Башкортостан № 25-з в нормативном единстве с действующим федеральным регулированием, Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 февраля 2009 года № 61 (в редакции от 17 июля 2009 года № 277) и с учетом правоприменительной практики показывает, что оспариваемые нормы предопределяют предназначение Реестров перевозчиков маршрутными такси, легковыми такси и служб заказа такси как информационных систем и по своему смыслу не предполагают установление дополнительных требований и ограничений предпринимательской деятельности перевозчиков.
4. Заявители в своих жалобах утверждают, что пункт 2 части 1 статьи 5 Закона Республики Башкортостан № 25-з, предусматривающий такое требование к перевозчикам легковыми такси и службам заказа такси как "обеспечение перевозки с применением электронного таксометра и при оплате услуг соблюдение требований федерального законодательства, регулирующего осуществление кассовых операций", ограничивает их право применять утвержденные федеральным законодательством бланки строгой отчетности при наличных денежных расчетах с заказчиками.
Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании заключенного в устной форме публичного договора фрахтования, оплата стоимости предоставленных услуг по которому подтверждается квитанцией в форме бланка строгой отчетности или кассового чека, которые водитель (фрахтовщик) обязан выдать при пользовании фрахтователем легковым такси (части 1 и 5 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ). В его развитие Правилами перевозок установлено, что плата за пользование легковыми такси определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси (пункт 110 Правил перевозок).
Выдача квитанции в форме бланка строгой отчетности, приравненной к кассовым чекам, или кассового чека в подтверждение оплаты стоимости пользования легковым такси осуществляется по правилам пунктов 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и в соответствии с Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 359 и предусматривающим в пунктах 1, 2 и 5.1 наличие в указанных документах обязательных реквизитов, установленных Правилами перевозок (пункт 111).
Таким образом, из взаимосвязанных положений пункта 2 части 1 статьи 5 Закона Республики Башкортостан № 25-з и его статьи 2 вытекает, что избранный перевозчиком по своему усмотрению вид оплаты за пользование легковым такси не может служить основанием для отказа ему во включении в Реестр перевозчиков маршрутными такси, легковыми такси и служб заказа такси.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 3, пунктом "а" части 2 статьи 38, пунктом "б" части 1 статьи 46, статьей 77 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб заявителей, поскольку в соответствии с требованиями Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" их обращения не являются допустимыми.
2. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
3. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данной жалобе не может быть пересмотрено иным судом.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан".

Конституционный Суд
Республики Башкортостан



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru