Законодательство
Републики Башкортостан

Башкортостан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







28 января 2010 годаN ГС-1006


ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ - КУРУЛТАЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ДОКЛАДЕ "О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В 2009 ГОДУ"

Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан постановляет:
1. Одобрить доклад "О состоянии законодательства Республики Башкортостан в 2009 году".
2. Представить доклад "О состоянии законодательства Республики Башкортостан в 2009 году" Президенту Республики Башкортостан.
3. Направить доклад "О состоянии законодательства Республики Башкортостан в 2009 году" в Администрацию Президента Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, республиканские органы исполнительной власти, Конституционный Суд Республики Башкортостан, Контрольно-счетную палату Республики Башкортостан, представительные и исполнительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственного Собрания - Курултая
Республики Башкортостан
К.ТОЛКАЧЕВ
Уфа, 28 января 2010 года
№ ГС-1006





ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ - КУРУЛТАЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ДОКЛАД
О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
В 2009 ГОДУ

(Законодательное обеспечение основных направлений
внутренней политики в 2009 году)

Уфа
2009

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка и издание ежегодных докладов о состоянии и перспективах развития законодательства Республики Башкортостан стали неотъемлемой частью мониторинга действующей правовой системы и исполнения ее норм, важным фактором в обеспечении системности ее совершенствования, научной концепции развития.
Доклад "О состоянии законодательства Республики Башкортостан в 2009 году" знаменует собой пятилетнюю деятельность парламента по правовому анализу законодательного обеспечения основных направлений внутренней политики Башкортостана. По своему концептуальному и структурному содержанию Доклад включает в себя основные результаты и выводы, которые характеризуют динамичный процесс социально-экономического и общественно-политического развития республики и особенности его правового сопровождения. Особую значимость Докладу придает тот факт, что в нем обобщаются результаты деятельности Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан накануне его пятнадцатилетия.
Продолжая традицию подведения итогов правотворческой деятельности за прошедший год, доклад "О состоянии законодательства Республики Башкортостан в 2009 году" базируется на преемственности основных идей и положений докладов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан 2005 - 2008 годов. Ежегодный анализ результатов работы парламента на протяжении уже пяти лет позволяет уверенно говорить об их важной роли в качестве концептуальной основы совершенствования законодательства Республики Башкортостан. За эти годы пройден путь от обсуждения идеи правового мониторинга до анализа всего законодательства республики, включая вопросы реализации приоритетных задач, определяемых в посланиях Президента Российской Федерации и Президента Республики Башкортостан. Доклад о состоянии законодательства республики представляет собой систематизированный материал, по которому можно последовательно проследить динамику развития законодательства за прошлые годы и соотнести ее с перспективами дальнейшего совершенствования нормотворчества. Именно поэтому доклады Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан являются необходимым источником аналитической информации для депутатов всех уровней, работников органов государственной власти и местного самоуправления.
Следует отметить, что в 2008 и 2009 годах Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан стал лауреатом II и III Всероссийского конкурса на лучший доклад о состоянии законодательства среди субъектов Российской Федерации, ежегодно проводимого Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в рамках Всероссийской научно-практической конференции "Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики". Совершенствование правовой системы на основе мониторинга практики ее применения стало важным фактором упорядоченного развития республиканского законодательства, эффективным инструментом регулирования общественных процессов.
Характеризуя 2009 год, необходимо отметить, что мировой финансово-экономический кризис наглядно показал высокую эффективность государственной политики, проводимой в Башкортостане. Устойчивое социально-экономическое развитие и инвестиционная привлекательность Башкортостана базируются на накопленном потенциале и имеющихся конкурентных преимуществах. Башкортостан - один из наиболее развитых регионов страны, ее надежная опора во всех сферах государственной политики. Республика обладает высокими инвестиционными и кредитными рейтингами. Создана система жесткого бюджетного контроля, оптимизации расходов, поощрения прямых инвестиций в реальный сектор. Мощный индустриальный, сельскохозяйственный, научный и кадровый потенциал, устойчивая финансовая система, развитый потребительский рынок позволяют республике стабильно развиваться даже в условиях кризисных проявлений. В Башкортостане имеются все условия для того, чтобы республика преодолела посткризисные явления, сохранила и приумножила достигнутые показатели социально-экономического развития.
Анализ состояния республиканского законодательства в 2009 году позволяет дать высокую оценку организации законотворческой деятельности, качеству законов и их влиянию на социально-экономические процессы. Совершенствование республиканского законодательства ведется в режиме конструктивного сотрудничества органов государственной власти, местного самоуправления и представителей общественных объединений.
Настоящий Доклад является комплексным изложением результатов деятельности парламента за 2009 год и раскрывает концептуальные подходы к законодательному обеспечению наиболее важных направлений внутренней политики республики. При этом основное внимание по-прежнему уделяется целям и задачам законодательного обеспечения предпринимаемых в республике преобразований в социальной, экономической, культурной и других сферах. Главная задача этого документа - оценка качества существующего законодательства, создание системы прогнозирования результатов принимаемых решений, а также определение степени соответствия законодательной базы основным принципам государственной политики.
В Докладе осуществлен анализ качества и полноты реализации в законодательстве республики приоритетов внутренней политики, прозвучавших в Послании Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан "Наша цель - благосостояние людей, приумножение созидательного потенциала Башкортостана (О положении в республике и основных направлениях ее развития в 2009 году)". Рассмотрены вопросы правового сопровождения мероприятий, реализуемых в рамках Года поддержки и развития молодежных инициатив в Республике Башкортостан. Вполне актуальным в условиях интенсификации законодательных процессов на федеральном уровне стало включение в Доклад в качестве самостоятельного структурного элемента раздела, посвященного анализу перспектив развития федерального законодательства по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Наряду с анализом состояния законодательства в Докладе представлены конкретные меры по дальнейшему развитию и совершенствованию законодательной базы Республики Башкортостан.
Структура Доклада 2009 года повторяет структуру прежних докладов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан. В нем представлен анализ принятых в 2009 году законов и внесенных изменений в уже действующие законы по направлениям законодательной деятельности, курируемым соответствующими постоянными комитетами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан. В Доклад вошли также сведения о проведенных за прошедший год Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан парламентских слушаниях и иных мероприятиях, а также информационно-справочный материал о работе постоянных комитетов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан.

I. ПРИОРИТЕТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ
ПОЛИТИКИ В 2009 ГОДУ

1. Реализация Послания Президента Республики Башкортостан
Государственному Собранию - Курултаю
Республики Башкортостан "Наша цель - благосостояние людей,
приумножение созидательного потенциала Башкортостана
(О положении в республике и основных направлениях ее
развития в 2009 году)"

Конституцией Республики Башкортостан определено, что главой Республики Башкортостан и высшим ее должностным лицом является Президент Республики Башкортостан, который представляет республику в отношениях с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, иными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами и при осуществлении международных и внешнеэкономических связей. Президент Республики Башкортостан гарантирует реализацию прав и свобод человека и гражданина, защищает экономические и политические интересы Республики Башкортостан, обеспечивает законность и правопорядок на ее территории, определяет основные направления социально-экономического развития Республики Башкортостан.
Исходя из своего конституционного статуса Президент Республики Башкортостан является определяющим субъектом конституционно-правового развития Республики Башкортостан. Эта роль главы республики проявляется в реализации всех его конституционных полномочий, в том числе и в законодательной сфере. Среди них - полномочия обращаться с ежегодным Посланием к Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан и вносить в Государственное Собрание проекты законов, право подписывать и обнародовать их.
Конституция Республики Башкортостан наделяет послание Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию статусом документа, определяющего основные направления общественно-политического, социально-экономического и стратегического развития республики на текущий и предстоящий период. Послание Президента Республики Башкортостан, несмотря на свой ежегодный формат, является основополагающим стратегическим документом, определяющим вектор развития Башкортостана на долгосрочную перспективу, формулирующим важнейшие общереспубликанские задачи, среди которых самая главная задача - достижение в Республике Башкортостан высокого уровня развития общества и экономики.
Конституционная практика обращений Президента Республики Башкортостан с посланием к Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан насчитывает уже 15 лет. Каждое из них формировалось в конкретных исторических условиях, отражало специфику времени, особенности стратегии и тактики предлагаемых решений.
По своей государственно-правовой природе послание Президента Республики Башкортостан является комплексным документом, который затрагивает все стороны общественной жизни республики и определяет опорные точки ее развития, в том числе и приоритеты законодательного регулирования. Ежегодным посланиям присущи ярко выраженный социальный характер, стремление к повышению благосостояния жителей республики, созданию достойных условий для их жизни. В них определены приоритетные задачи в сфере экономики, общественно-политического и культурного развития.
Сложившаяся практика организации работы Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан на основе посланий Президента Республики Башкортостан оказала существенное влияние на эффективность законотворческой деятельности, на качество принимаемых нормативных правовых актов, а также на обеспечение комплексности и последовательности развития всей системы законодательства Республики Башкортостан. Задачи, поставленные в ежегодных посланиях, традиционно ложатся в основу программы законопроектной работы Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан на предстоящий год. Парламентом утверждается план законопроектных работ и организационных мероприятий, направленных на реализацию послания Президента Республики Башкортостан, а по прошествии календарного года итоги работы по реализации посланий Президента Республики Башкортостан обсуждаются на заседании Президиума Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан.
Важным качеством, характеризующим Послание Президента Республики Башкортостан прошедшего года, стал подробный анализ состояния экономики и общества в республике, показывающий, что в ситуации мирового финансово-экономического кризиса в Башкортостане создан большой запас прочности экономики, поддерживается устойчивая и сбалансированная система мер социальной поддержки населения, в основе которых лежит консолидация органов власти и общества. Главной его идеей стало повышение благосостояния людей и качества жизни. В этом контексте и раскрывались его наиболее важные положения.
С учетом поставленных задач решением Президиума Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 8 мая 2009 года утвержден План мероприятий по реализации Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан.
Анализ деятельности республиканского парламента в 2009 году наглядно показывает воплощение в законотворчестве основных идей Послания Президента Республики Башкортостан.
С этой целью были приняты Законы:
"О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан" от 13 июля 2009 года № 146-з;
"Об Общественной палате Республики Башкортостан" от 3 апреля 2009 года № 108-з;
"О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан о выборах" от 26 октября 2009 года № 180-з;
"О порядке присвоения и сохранения классных чинов муниципальных служащих в Республике Башкортостан" от 28 мая 2009 года № 129-з;
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Республике Башкортостан" от 7 мая 2009 года № 122-з;
"Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан" от 27 февраля 2009 года № 97-з;
"О социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы" от 3 февраля 2009 года № 92-з.
Особое место в Послании уделялось необходимости принятия мер антикоррупционной направленности, так как системное и всеобъемлющее противодействие коррупции становится стратегической задачей государства. В целях реализации указанной задачи Государственным Собранием принят Закон Республики Башкортостан от 13 июля 2009 года № 145-з "О противодействии коррупции в Республике Башкортостан", направленный на обеспечение общественной безопасности, правопорядка, укрепление доверия граждан к государственным органам Республики Башкортостан и определяющий правовые и организационные меры по противодействию коррупции в Республике Башкортостан.
Для обеспечения проведения антикоррупционной экспертизы Постановлением Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 25 февраля 2009 года утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы законов Республики Башкортостан, постановлений Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан и их проектов, внесены изменения в части проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов в Закон Республики Башкортостан "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан" и Регламент Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан. Постановлением Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 18 июня 2009 года утвержден План проведения антикоррупционной экспертизы законов Республики Башкортостан, предусматривающий экспертизу действующих законодательных актов Республики Башкортостан и рассчитанный на 2009 - 2010 годы. Ответственность за ее проведение возложена на Комиссию Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан по противодействию коррупции.
Одним из путей повышения качества законодательства, эффективного социально-правового регулирования общественных отношений является участие институтов гражданского общества в законотворческом процессе. В этих целях в Послании Президента Республики Башкортостан указана необходимость формирования Общественной палаты Республики Башкортостан, призванной обеспечить общественную экспертизу проектов нормативных правовых актов, позволяющую учитывать интересы и потребности всех социальных групп населения республики. В связи с этим Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан принят Закон Республики Башкортостан от 3 апреля 2009 года № 108-з "Об Общественной палате Республики Башкортостан".

]]>
 (1999 - 2003+--+---+-----------+       ¦         ¦        ¦        ¦        ¦         ¦          ¦         ¦        ¦           ¦         ¦        ¦
 гг.)        ¦ПП¦ 39¦   1 400   ¦       ¦         ¦        ¦        ¦        ¦         ¦          ¦         ¦        ¦           ¦         ¦        ¦
             +--+---+-----------+       ¦         ¦        ¦        ¦        ¦         ¦          ¦         ¦        ¦           ¦         ¦        ¦
             ¦ГС¦ 21¦     875   ¦       ¦         ¦        ¦        ¦        ¦         ¦          ¦         ¦        ¦           ¦         ¦        ¦
 ------------+--+---+-----------+-------+---------+--------+--------+--------+---------+----------+---------+--------+-----------+---------+--------+-----------
 Третий созыв¦ГС¦ 55¦   1 950   ¦   547 ¦    45   ¦  236   ¦    9   ¦   19   ¦   238   ¦    42    ¦    52   ¦   17   ¦    16     ¦   30    ¦   34   ¦    47
 (2003 - 2008¦  ¦   ¦           ¦       ¦         ¦        ¦        ¦        ¦         ¦          ¦         ¦        ¦           ¦         ¦        ¦
 гг.)        ¦  ¦   ¦           ¦       ¦         ¦        ¦        ¦        ¦         ¦          ¦         ¦        ¦           ¦         ¦        ¦
 ------------+--+---+-----------+-------+---------+--------+--------+--------+---------+----------+---------+--------+-----------+---------+--------+-----------
 Четвертый   ¦ГС¦ 20¦     842   ¦   212 ¦    29   ¦   56   ¦    1   ¦    9   ¦   117   ¦    18    ¦    28   ¦    1   ¦    14     ¦   26    ¦   16   ¦    14
 созыв  (2008¦  ¦   ¦           ¦       ¦         ¦        ¦        ¦        ¦         ¦          ¦         ¦        ¦           ¦         ¦        ¦
 - 2009 гг.) ¦  ¦   ¦           ¦       ¦         ¦        ¦        ¦        ¦         ¦          ¦         ¦        ¦           ¦         ¦        ¦
 ------------+--+---+-----------+-------+---------+--------+--------+--------+---------+----------+---------+--------+-----------+---------+--------+-----------
             ИТОГО              ¦ 1 480 ¦   177   ¦  598   ¦   24   ¦   48   ¦   633   ¦    82    ¦   237   ¦   39   ¦    40     ¦   65    ¦   76   ¦    94

ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение
    I. Приоритеты законодательного обеспечения внутренней политики в 2009 году
    1. Реализация     Послания     Президента    Республики    Башкортостан
    Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан "Наша цель
    -  благосостояние   людей,   приумножение   созидательного   потенциала
    Башкортостана (О  положении  в  республике и  основных  направлениях ее
    развития в 2009 году)"
    2. Законодательное обеспечение мероприятий, реализуемых в  рамках  Года
    молодежи в Российской Федерации и Года поддержки и развития  молодежных
    инициатив в Республике Башкортостан
    II. Законодательная деятельность Государственного Собрания  -  Курултая
    Республики Башкортостан в 2009 году
    1. Законодательство в сфере государственного строительства
    2. Законодательство  в  сфере  развития  демократических  институтов  и
    местного самоуправления
    3. Законодательство в сфере финансов, бюджета и налогов
    4. Законодательство в сфере хозяйственной деятельности
    5. Законодательство по аграрным вопросам, экологии и природопользованию
    6. Законодательство в сфере  образования,  науки,  культуры,  спорта  и
    молодежной политики
    7. Законодательство   в   сфере  социальной   поддержки   населения   и
    здравоохранения
    III. Перспективы развития федерального и республиканского законодательства
    1. Предложения       по        совершенствованию       законодательства
    Республики Башкортостан
    2. Совершенствование федерального законодательства
    IV. Парламентские  слушания  и  иные   мероприятия  в   Государственном
    Собрания - Курултае Республики Башкортостан
    V. Информационно-аналитические сведения о деятельности Государственного
    Собрания - Курултая Республики Башкортостан за 2009 год



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru