Законодательство
Републики Башкортостан

Башкортостан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 сентября 2009 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Осетрова З.Х., при секретаре Шайдуллиной А.Ф.,
при участии прокурора Ишбулатовой Е.И.,
рассмотрев 30 сентября 2009 г. заявление Алыповой А.Ф., Файзуллина А.Ш., Рахимовой Ф.С., Гараевой Р.Г., Байбурина Х.Ш., Хафизовой А.И., Юнусовой З.Т., Кареева Е.С. о признании недействующим и противоречащим федеральному законодательству распоряжения Правительства Республики Башкортостан № 643-р от 25 июня 2009 г.,

установил:

Алыпова А.Ф., Файзуллин А.Ш., Рахимова Ф.С., Гараева Р.Г., Байбурин Х.Ш., Хафизова А.И., Юнусова З.Т., Кареев Е.С. обратились в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими внесенных распоряжением Правительства Республики Башкортостан № 643-р от 25 июня 2009 г. изменений в распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 28 января 2005 г., указав на то, что в оспариваемом ими распоряжении ограничено количество по единому социальному проездному билету поездок до 50, исключено из права проезда по единым социальным проездным билетам пригородный вид пассажирского транспорта, а из круга граждан, имеющих право на меры социальной поддержки - категория пенсионеров. Заявители также указали на то, что обжалуемое ими распоряжение принято Правительством Республики Башкортостан с превышением своих полномочий.
В судебном заседании Кареев Е.С. в своих интересах, а также по доверенности в интересах Байбурина Х.Ш., Алыповой А.Ф., Хафизовой А.И. заявленные требования поддержал в полном объеме и пояснил, что все заявители являются пенсионерами и вышеназванное распоряжение нарушает их право на бесплатный проезд, предоставленный им нормами федерального законодательства, которое они имели до принятия оспариваемого ими распоряжения.
Представитель Правительства РБ Сергеева В.И. в суде требования заявителей не признала и суду пояснила, что льготы предоставленные распоряжением Правительства РБ от 28 января 2005 г. пенсионерам не предусмотрены федеральным законодательством, предоставленные в рамках федерального законодательства льготы для категории инвалидов и ветеранов отменены Федеральным законом № 122-ФЗ, вместо них предоставлены денежные компенсации. Предоставление социальной поддержки пенсионерам в рамках распоряжения Правительства РБ от 28 января 2005 г. являются дополнительными мерами социальной поддержки и отмена этих дополнительных мер распоряжением Правительства РБ № 643-р от 25 июня 2009 года произведена в соответствии с нормами федерального законодательства и в пределах полномочий, предоставленных Правительству РБ федеральным законом и в соответствии с установленным порядком.
Заслушав объяснения Кареева Е.С, представителя Правительства РБ Сергеевой В.И., исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования заявителей подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
28 января 2005 г. Правительством Республики Башкортостан было принято распоряжение № 51-р, которым в целях обеспечения доступности транспортных услуг на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси, в том числе маршрутных) для отдельных категорий граждан, имеющих права на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, и пенсионеров утвержден Порядок приобретения единых социальных проездных билетов отдельными категориями граждан, имеющими право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, и пенсионерами.
Согласно пункту 1 утвержденного Порядка настоящий Порядок определяет условия приобретения единых социальных проездных билетов на все виды транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси, в том числе маршрутных) в пределах территории Республики Башкортостан включенными в федеральный и региональный регистры гражданами, имеющими право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, и пенсионерами, не включенными в федеральный и региональный регистры.
Пунктом 2 этого Порядка предусмотрено, что срок действия единого социального проездного билета определяется на календарный месяц, квартал, год.
Цена единого социального проездного билета устанавливается Правительством Республики Башкортостан.
Пунктом 3 Порядка регламентировано, что право на приобретение единого социального проездного билета имеют:
а) включенные в региональный регистр граждане, финансирование мер социальной поддержки которых осуществляется за счет средств федерального бюджета,
б) включенные в региональный регистр граждане, финансирование мер социальной поддержки которых осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан,
в) пенсионеры, не включенные в федеральный и региональный регистры.
В соответствии с п. 4 Порядка единый социальный проездной билет действителен при предъявлении установленного законодательством документа о праве на меры социальной поддержки, а для граждан, указанных в подпункте "в" пункта 3 настоящего Порядка, - пенсионного удостоверения.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан № 643-р от 25 июня 2009 г. в вышеназванное распоряжение внесены изменения, которыми исключены
а) в преамбуле слова "и пенсионеров",
б) в пункте 1 слова "и пенсионерами",
а также внесены изменения в Порядок приобретения единых социальных проездных билетов отдельными категориями граждан, имеющими право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, и пенсионерами, утвержденный указанным распоряжением, которым исключены
а) в названии слова "и пенсионерами",
б) в пункте 1 слова "пенсионерами, не включенными в федеральный и региональный регистры",
г) подпункт "в" пункта 3,
и изложены
абзац первый в пункте 2 в следующей редакции -
"2. Срок действия единого социального проездного билета устанавливается на один календарный месяц с количеством поездок "50",
д) пункт 4 в следующей редакции -
"4. Граждане, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, имеют право проезда по единым социальным проездным билетам в границах населенных пунктов Республики Башкортостан на следующих видах пассажирского транспорта общего пользования:
городском электрическом (трамвай, троллейбус),
автомобильном (кроме такси, в том числе маршрутном),
внутреннем водном".
Оспариваемым заявителями распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 25 июня 2009 г. исключена из перечня лиц, имеющих право на государственную социальную поддержку в виде проезда по социальным проездным билетам, категория пенсионеров. И тем самым был изменен ранее установленный Правительством РБ порядок правового регулирования в направлении на сужение круга лиц, имевших право на получение социальных льгот без учета положений, приведенных в Федеральном законе "О государственной социальной помощи" (в редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 25.11.2006 № 195-ФЗ, от 18.10.2007 № 230-ФЗ, 01.03.2008 № 18-ФЗ, от 14.07.2008 № 110-ФЗ, от 22.12.2008 № 269-ФЗ, от 28.04.2009 № 72-ФЗ)
В силу ст. 3 этого Закона государственная социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Таким образом, исключение категории пенсионеров из круга лиц, имеющих право на получение социальной поддержки без ссылки в самом распоряжении на ограничения, связанные с их среднедушевым доходом, противоречит требованиям ст. 3 ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции ФЗ-122).
Кроме того, применительно к положениям преамбулы Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (№ 122-ФЗ), при изменении системы социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений.
В силу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 г. № 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", изменение законодателем ранее установленных условий социального гарантирования должно осуществлять таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - представление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к косимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе новое правовое регулирование по существу, будет означать отмену для определенных лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых ими в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, распоряжение Правительства РБ от 25 июня 2009 г. по существу свелось к исключению из числа лиц, имевших право на социальную поддержку, категорию пенсионеров, которые в силу распоряжения Правительства РБ от 28 января 2005 г. были наделены правом на единый социальный проездной билет, что противоречит преамбуле Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (№ 122-ФЗ), поскольку отмена для пенсионеров права льготного бесплатного проезда на отдельных видах пассажирского транспорта произведена без предоставления им возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

]]>
Права граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе права бесплатного проезда без количественного ограничения на всех видах пассажирского транспорта общего пользования в городском и пригородном сообщениях, предусмотрены (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) в пункте 23 статьи 14, пункте 16 статьи 15, пункте 13 статьи 16, пункте 10 статьи 17, пункте 12 статьи 18, пункте 12 статьи 19, пункте 7 статьи 20, пункте 13 статьи 21, пункте 4 статьи 22 Федерального закона № 5-ФЗ "О ветеранах", статье 30 Федерального закона № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пункте "д" статьи 15 Закона Российской Федерации № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", статьях 6.1, 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи".
В распоряжении Правительства РБ от 28 января 2005 г. меры социальной поддержки отдельной категории граждан были определены с учетом этих положений федерального законодательства, т.е. - право без количественного ограничения на бесплатный проезд на всех видах пассажирского транспорта общего пользования в городском и пригородном сообщениях.
Правительство Республики Башкортостан в своем распоряжении от 25 июня 2009 г. ограничило права этой категории граждан на бесплатный проезд до 50 поездок и определило конкретный перечень видов пассажирского транспорта, исключив вид транспорта пригородного сообщения из перечня видов пассажирского транспорта, на которых им было предоставлено право бесплатного проезда.
Таким образом, оспариваемым распоряжением Правительства РБ от 25 июня 2009 г. ограничен и уменьшен размер и качество социальных услуг, предоставленных данной категории граждан перечисленными выше нормами федерального законодательства.
Довод о том, что в новой редакции статьи 22 Федерального закона "О ветеранах" отсутствуют такие льготы как бесплатный проезд при пользовании городским и пригородным транспортом, а статья 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предоставляющая льготы на бесплатный проезд признана утратившей силу, не соответствует действительности, поскольку в редакции Федерального закона 122-ФЗ от 22 августа 2004 г., которым внесены изменения в указанные нормы, предусмотрены права указанных в этих нормах лиц на льготный бесплатный проезд, в том числе и на пригородном виде пассажирского транспорта. При этом порядок и условия предоставления этих льгот должен определять орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Довод о том, что дополнительные льготы, предоставленные распоряжением Правительства РБ от 28 января 2005 г. категории пенсионеров финансировались только из республиканского бюджета, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку это не противоречии правилам Федерального закона "О государственной социальной помощи", главой 3 которого предусмотрено оказание государственной социальной помощи за счет средств бюджетов Российской Федерации.
На основании изложенного суд находит, что распоряжение Правительства Республики Башкортостан № 643-р от 25 июня 2009 г. в оспариваемой заявителями части противоречит нормам федерального законодательства. В связи с чем это распоряжение необходимо признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части внесения в распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 28 января 2005 г. № 51-р (с последующими изменениями) следующих изменений -
в части исключения
а) в преамбуле слова "и пенсионеров",
б) в пункте 1 слова "и пенсионерами",
а также внесения в Порядок приобретения единых социальных проездных билетов отдельными категориями граждан, имеющими право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, и пенсионерами, утвержденный указанным распоряжением следующие изменения в части исключения
а) в названии слова "и пенсионерами",
б) в пункте 1 слов "пенсионерами, не включенными в федеральный и региональный регистры",
г) подпунктов "в" пункта 3,
в части изложения
в) абзаца первого в пункте 2 в следующей редакции:
"2. Срок действия единого социального проездного билета устанавливается на один календарный месяц с количеством поездок "50",
д) пункта 4 в следующей редакции
"4. Граждане, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, имеют право проезда по единым социальным проездным билетам в границах населенных пунктов Республики Башкортостан на следующих видах пассажирского транспорта общего пользования:
городском электрическом (трамвай, троллейбус),
автомобильном (кроме такси, в том числе маршрутном),
внутреннем водном".
И признать данные положения распоряжения Правительства Республики Башкортостан № 643-р от 25 июня 2009 г. недействующими с момента их принятия.
Руководствуясь статьей 195 ГПК РФ, суд

решил:

Признать противоречащим федеральному законодательству распоряжение Правительства Республики Башкортостан № 643-р от 25 июня 2009 г., в части внесения в распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 28 января 2005 г. № 51-р (с последующими изменениями) следующих изменений -
в части исключения
а) в преамбуле слова "и пенсионеров",
б) в пункте 1 слова "и пенсионерами",
а также внесения в Порядок приобретения единых социальных проездных билетов отдельными категориями граждан, имеющими право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, и пенсионерами, утвержденный указанным распоряжением следующие изменения
в части исключения
а) в названии слова "и пенсионерами",
б) в пункте 1 слов "пенсионерами, не включенными в федеральный и региональный регистры",
г) подпункта "в" пункта 3,
в части изложения
в) абзаца первого в пункте 2 в следующей редакции:
"2. Срок действия единого социального проездного билета устанавливается на один календарный месяц с количеством поездок "50",
д) пункта 4 в следующей редакции:
"4. Граждане, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, имеют право проезда по единым социальным проездным билетам в границах населенных пунктов Республики Башкортостан на следующих видах пассажирского транспорта общего пользования:
городском электрическом (трамвай, троллейбус),
автомобильном (кроме такси, в том числе маршрутном),
внутреннем водном".
И признать данные положения распоряжения Правительства Республики Башкортостан № 643-р от 25 июня 2009 г. недействующими с момента его принятия.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.

Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
З.Х.ОСЕТРОВА

Решение вступило в законную силу 30 ноября 2009 года.

Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
З.Х.ОСЕТРОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru