Законодательство
Републики Башкортостан

Башкортостан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 ноября 2009 г. № 45-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
ТАНЬЧЕВОЙ ГАЛИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ АБЗАЦЕМ ПЕРВЫМ ПУНКТА 6.5 РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В
УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ, НА 2003 - 2010 ГОДЫ,
УТВЕРЖДЕННОЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 25 МАРТА 2003 ГОДА № 80

Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе председательствующего - судьи Л.Ш.Гумеровой, судей Ф.Р.Муратшина, Е.Л.Слепнева,
заслушав в заседании заключение судьи Ф.Р.Муратшина, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" предварительное изучение жалобы гражданки Г.А.Таньчевой,

установил:

1. Заявительница оспаривает конституционность абзаца первого пункта 6.5 Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 марта 2003 года № 80 (далее - Республиканская программа), предусматривающего, что предоставление "безвозмездных жилищных субсидий молодым семьям при рождении ребенка за счет средств бюджета Республики Башкортостан производится на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан, вносимого Государственным комитетом Республики Башкортостан по молодежной политике по заявкам Администраций муниципальных районов и городских округов республики, в котором утверждаются сроки заключения семьями договоров об улучшении жилищных молодых семей детей, в рамках которых осуществляется предоставление субсидии" (в редакции Постановления Правительства Республики Башкортостан от 9 июня 2008 года № 192).
В своей жалобе гражданка Г.А.Таньчева указывает, что в 2004 году она подала в Комитет по делам молодежи Администрации города Ишимбая и Ишимбайского района заявление о постановке молодой семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках Республиканской программы. 27 апреля 2004 года заявительница заключила с потребительским кооперативом "Своими руками" договор паенакопления для приобретения в собственность жилого помещения на льготных условиях с первоначальным взносом 15% от стоимости жилья и рассрочкой выплаты остатка его стоимости на 10 лет. В связи с рождением 3 марта 2006 года второго ребенка она обратилась в Комитет по делам молодежи Администрации муниципального района Ишимбайский район с заявлением о выделении субсидии в виде списания части невыплаченной стоимости жилья в пределах норм, определенных Республиканской программой. Однако, как утверждает гражданка Г.А.Таньчева, по вине должностных лиц данного Комитета ее семья не была своевременно включена в список получателей субсидий в сумме 203140 рублей. По итогам проведенной прокурорской проверки семья Таньчевых 11 сентября 2008 года решением уполномоченного органа была восстановлена в статусе участника Республиканской программы, но не включена Администрацией муниципального района Ишимбайский район в заявку на 2008 год для получения молодой семьей безвозмездной жилищной субсидии при рождении ребенка. Отказ мотивирован тем, что второй ребенок в семье Таньчевых родился ранее даты, указанной в письме Государственного комитета Республики Башкортостан по молодежной политике № 1023-02 от 19 июня 2008 года, адресованном главе администрации муниципального района (городского округа) Республики Башкортостан, в соответствии с которым "срок заключения с договора молодой семьей - с 25 марта 2003 года по 1 июля 2008 года, а срок рождения детей - с 1 июля 2006 года по 1 июля 2008 года".
Заявительница считает, что неконституционность абзаца первого пункта 6.5 Республиканской программы об утверждении сроков рождения детей у молодых семей в форме распоряжения Правительства Республики Башкортостан влечет отказ в предоставлении субсидии молодым семьям, имеющим остаток невыплаченной стоимости приобретенного жилья, в случае рождения у них ребенка, если дата его рождения не охватывается регулируемым периодом. Указанное положение, по мнению заявительницы, привело к умалению гарантированных частью 1 статьи 19 и частью 1 статьи 42 Конституции Республики Башкортостан прав и законных интересов в сфере молодежной жилищной политики, нарушило конституционный принцип равенства всех перед законом и судом.
2. Республика Башкортостан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть первая статьи 11 Конституции Республики Башкортостан).
Согласно конституционным нормам в Республике Башкортостан каждый имеет право на жилище.
Органы государственной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части вторая и третья статьи 46 Конституции Республики Башкортостан).
В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 24 июля 2002 года № 350-з "О государственной поддержке молодых семей в Республике Башкортостан", а также во исполнение Указа Президента Республики Башкортостан от 26 ноября 2001 года № УП-593 "О дополнительных мерах государственной поддержки молодых семей в Республике Башкортостан" Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 марта 2003 года № 80 утверждена Республиканская программа государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003 - 2010 годы.
Согласно разделу 5 Республиканской программы право на участие в этой программе имеют признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий молодые семьи, возраст супругов которых не превышает 35 лет, или неполные семьи, состоящие из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей, при наличии у них гражданства Российской Федерации и места постоянного проживания в данном населенном пункте Республики Башкортостан.
Порядок отбора молодых семей для участия в реализации Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003 - 2010 годы утвержден Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 августа 2003 года № 202.
3. Одной из форм государственной поддержки финансовой помощи, используемой для улучшения жилищных условий молодых семей при рождении второго ребенка, является субсидия на списание части невыплаченной стоимости жилья.
Абзац первый пункта 6.5 Республиканской программы оспаривается заявительницей в редакции, действовавшей при принятии решения в отношении ее семьи о восстановлении статуса участника целевой программы. Данная редакция действовала в период со дня вступления в силу Постановления Правительства Республики Башкортостан от 9 июня 2008 года № 192 и до издания Постановления Правительства Республики Башкортостан от 2 июля 2009 года № 246. Указанная норма содержала положение о предоставлении безвозмездных жилищных субсидий молодым семьям при рождении ребенка за счет средств бюджета Республики Башкортостан на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан, вносимого Государственным комитетом Республики Башкортостан по молодежной политике по заявкам Администраций муниципальных районов и городских округов республики, в котором утверждаются сроки заключения молодыми семьями договоров об улучшении жилищных условий и сроки рождения у молодых семей детей, в рамках которых осуществляется предоставление субсидии.
В период предварительного изучения судьей Конституционного Суда Республики Башкортостан данного обращения, абзац первый пункта 6.5 Республиканской программы в Постановлении Правительства Республики Башкортостан от 2 июля 2009 года № 246 изложен в новой редакции. Действующая норма является отсылочной и предусматривает, что предоставление безвозмездных жилищных социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) детей за счет средств бюджета Республики Башкортостан осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 октября 2003 года № 249 "О Порядке предоставления субсидий участникам Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003 - 2010 годы при рождении (усыновлении) детей" (далее - Порядок предоставления субсидий).
4. Согласно конституционным нормам Правительство Республики Башкортостан осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Республики Башкортостан и управляет процессами экономического и социального развития Республики Башкортостан; координирует деятельность министерств, государственных комитетов Республики Башкортостан и других органов исполнительной власти Республики Башкортостан (пункт 5 статьи 96 и часть первая статьи 98 Конституции Республики Башкортостан).
Правительство Республики Башкортостан в социально-трудовой сфере в пределах своих полномочий способствует развитию эффективного рынка жилья и современных финансовых механизмов, обеспечивающих доступность приобретения жилья для всех категорий граждан; осуществляет меры в области охраны семьи, материнства и детства, улучшения демографической ситуации (абзацы двенадцатый и тринадцатый статьи 15 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года № 474-з "О Правительстве Республики Башкортостан").
4.1. По смыслу статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", помимо проверки конституционности нормативных правовых актов по содержанию, не исключена их проверка по форме акта, которая предполагает не только саму по себе юридическую форму выражения правовых норм, но и их место в системе действующего правового регулирования.
В соответствии с частью второй статьи 97 Конституции Республики Башкортостан и Законом Республики Башкортостан "О Правительстве Республики Башкортостан" актами Правительства Республики Башкортостан являются Постановления и распоряжения. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме Постановлений Правительства Республики Башкортостан, а акты по оперативным и иным вопросам, не имеющие нормативного характера, - в форме распоряжений Правительства Республики Башкортостан (части первая и вторая статьи 21 Закона Республики Башкортостан "О Правительстве Республики Башкортостан").
На основании абзаца первого пункта 6.5 Республиканской программы в оспариваемой редакции Правительством Республики Башкортостан был принят ряд распоряжений, в которых указывался объем средств, предусмотренных республиканской инвестиционной программой на календарный год, для предоставления субсидий улучшившим жилищные условия молодым семьям и определялся период рождения детей в семьях - получателей субсидий (распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 5 мая 2008 года № 483-р, от 3 декабря 2008 года № 1507-р и др.).
Хотя в ней и предусматривалось, что указанными распоряжениями Правительства Республики Башкортостан должны утверждаться сроки заключения молодыми семьями договоров об улучшении жилищных условий, в соответствии со сложившейся правоприменительной практикой эти сроки фактически определялись в письмах Государственного комитета Республики Башкортостан по делам молодежи. Однако, издаваемые государственными комитетами Республики Башкортостан письма не подлежат проверке в процедуре конституционного судопроизводства, так как согласно Закону Республики Башкортостан от 12 августа 1996 года № 42-з "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан" они не являются нормативными правовыми актами (часть первая статьи 13).
Анализ содержания вышеназванных распоряжений Правительства Республики Башкортостан показал, что в них наряду с индивидуально-правовыми предписаниями (объем средств, направляемых для предоставления субсидий участникам республиканкой целевой программы), содержатся и нормативные положения (период рождения детей в указанных молодых семьях).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РБ № 80 издано 25.03.2003, а не 23.03.2003; Постановление Правительства РБ от 07.10.2003 имеет номер 249, а не 279.

Нормативный характер вышеназванных распоряжений обусловливается необходимостью конкретизации круга субъектов права - претендентов на получение государственных финансов на основе норм, содержащихся в актах более высокой юридической силы, - Постановлениях Правительства Республики Башкортостан от 23 марта 2003 года № 80 и от 7 октября 2003 года № 279. По мере выделения бюджетных ассигнований Правительство Республики Башкортостан другими своими распоряжениями устанавливало, как правило, в хронологической последовательности периоды рождения детей в молодых семьях. Тем самым было обеспечено поэтапное выделение денежных средств в виде субсидий претендентам в зависимости от времени рождения у них детей. При этом не исключалась возможность распространения действия вновь изданных распоряжений Правительства Республики Башкортостан на те молодые семьи, которые не воспользовались имеющимся правом на получение государственной финансовой поддержки.
После принятия Правительством Республики Башкортостан решения о выдаче субсидий молодым семьям в случае рождения (усыновления) детей Администрации муниципальных районов и городских округов в недельный срок обязаны уведомлять об этом получателей субсидий. Перечисление субсидий молодым семьям осуществляется с лицевых счетов названных администраций на счета уполномоченных структур Республиканской Программы, которые ежегодно утверждаются распоряжением Правительства Республики Башкортостан по представлению государственного заказчика данной Республиканской программы и по согласованию с Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан (пункты 1.6., 3.8. и 3.9. Порядка предоставления субсидий).
4.2. Закон Республики Башкортостан от 22 апреля 1997 года № 86-з "О республиканских целевых программах" наделяет Правительство Республики Башкортостан правом определять республиканский орган исполнительной власти, ответственный за организацию разработки и реализации программы, - государственного заказчика программы, являющегося распорядителем бюджетных средств, выделяемых на реализацию программы в соответствии с законом о бюджете Республики Башкортостан на соответствующий финансовый год (часть 2 статьи 1).
В соответствии с паспортом Республиканской программы (в редакции Постановления Правительства Республики Башкортостан от 15 февраля 2005 № 21) государственным заказчиком программы в период действия абзаца первого ее пункта 6.5 в оспариваемой редакции являлся Государственный комитет Республики Башкортостан по молодежной политике.
Согласно Порядку предоставления субсидий Государственный комитет Республики Башкортостан по молодежной политике на основании заявок Администраций муниципальных районов и городских округов республики и с учетом суммы средств, выделяемых в текущем году из бюджета Республики Башкортостан на предоставление субсидий молодым семьям при рождении (усыновлении) детей, представляет на рассмотрение проект, в котором устанавливаются сроки заключения молодыми семьями договоров об улучшении жилищных условий и указываются даты рождения детей (пункт 3.7).
Таким образом, положение о том, что предоставление безвозмездных жилищных субсидий молодым семьям при рождении ребенка за счет средств бюджета Республики Башкортостан производится на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан, вносимого Государственным комитетом Республики Башкортостан по молодежной политике по заявкам Администраций муниципальных районов и городских округов республики, в котором, утверждаются сроки заключения молодыми семьями договоров об улучшении жилищных условий и сроки рождения у молодых семей детей, в рамках которых осуществляется предоставление субсидии, не противоречит конституционным положениям о компетенции Правительства Республики Башкортостан и иных органов исполнительной власти Республики Башкортостан, не нарушает конституционных прав и свобод заявительницы.
По смыслу части 2 статьи 38 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" основанием к рассмотрению дела Конституционным Судом Республики Башкортостан является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Башкортостан оспариваемая норма. Отсутствие такой неопределенности влечет отказ от принятия обращения к рассмотрению.
Поскольку в вопросе о конституционности абзаца первого пункта 6.5 Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003 - 2010 годы неопределенность отсутствует, жалоба заявительницы не может быть принята Конституционным Судом Республики Башкортостан к рассмотрению.
5. Как показал анализ, распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 5 мая 2008 года № 483-р установлено, что "средства в сумме 38854,16 тысяч рублей, предусмотренные республиканской адресной инвестиционной программой на 2008 год, утвержденной распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 27 декабря 2007 года № 1530-р, для предоставления субсидий молодым семьям, улучшившим жилищные условия и у которых дети родились с 1 июля 2005 года по 31 декабря 2006 года, направляются на погашение имеющегося остатка невыплаченной стоимости по договорам, заключенным молодым семьями с уполномоченными структурами" в рамках Республиканской программы.
С учетом того, что второй ребенок в семье Таньчевых родился 3 марта 2006 года, действие данного распоряжения Правительства Республики Башкортостан распространяется и на эту молодую семью, признанную участником целевой программы и наделенную правом на получение дополнительной субсидии на погашение остатка невыплаченной стоимости приобретенного жилья при рождении ребенка.
Конституционный Суд Республики Башкортостан считает, что принятые Правительством Республики Башкортостан в целях реализации положений Республиканской программы последующие распоряжения не означают признание ранее изданных им распоряжений утратившими юридическую силу, поскольку иное не предусмотрено этими актами. Так, распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 3 декабря 2008 года № 1507-р предусматривается предоставление субсидии молодым семьям, улучшившим жилищные условия и у которых родились дети с 1 июля 2006 года по 1 сентября 2007 года, на погашение имеющегося остатка невыплаченной стоимости по заключенным договорам, а упомянутое выше распоряжение от 5 мая 2008 года распространяется на молодые семьи, у которых родились дети в период с 1 июля 2005 года по 31 декабря 2006 года.
Приобретенное в соответствии с Республиканской программой молодыми семьями, улучшившими жилищные условия, в случае рождения (усыновления) у них ребенка (детей), включая и семью Таньчевых, право на получение дополнительной субсидии для списания задолженности по договору долевого участия в строительстве (приобретения) жилья, по своему конституционно-правовому смыслу, сохраняется в рамках длящихся правоотношений до окончания действия данной программы.
Установление же причин, по которым уполномоченными органами не была предоставлена заявительнице вышеуказанная субсидия, не относится к полномочиям Конституционного Суда Республики Башкортостан, поскольку он решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов (часть 1 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан".
Исходя из изложенного, руководствуясь пунктом "г" части 1 и частью 2 статьи 3, частями первой и второй статьи 4, пунктом "б" части 1 статьи 46, статьей 77 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан:

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Таньчевой Галины Алексеевны, поскольку она не соответствует критерию допустимости.
2. Правоприменительные решения по делу гражданки Г.А.Таньчевой подлежит пересмотру с учетом выявленного в настоящем Определении конституционно-правового смысла приобретенного участником Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003 - 2010 годы право на получение дополнительной субсидии для списания задолженности молодой семьи по договору долевого участия в строительстве (приобретения) жилья положения, если для этого нет иных препятствий.
3. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данной жалобе не может быть пересмотрено иным судом.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан".

Конституционный Суд
Республики Башкортостан



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru