КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 ноября 2009 г. № 43-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ШИХОВЦЕВА СЕРГЕЯ НИКОЛАЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЗАКОНОМ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН "О ФОРМЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР
СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И
КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН В
РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН" И ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГЛАВЫ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПЛАТЫ ЗА
УСЛУГУ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕМОНТУ ЖИЛЬЯ"
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе председательствующего - судьи Л.Ш.Гумеровой, судей Ф.Р.Муратшина, Е.Л.Слепнева,
заслушав в заседании заключение судьи Л.Ш.Гумеровой, проводившей на основании статьи 44
Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" предварительное изучение обращения,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Республики Башкортостан гражданин С.Н.Шиховцев - инвалид II группы оспаривает конституционность Закона
Республики Башкортостан от 24 ноября 2008 года № 69-з "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан" и Постановление
главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 ноября 2008 года № 7108 "Об установлении платы за услугу по содержанию и техническому ремонту жилья" и просит признать их противоречащими законодательным актам Российской Федерации, гарантирующим социальные и экономические права граждан.
По мнению заявителя, переход на новый способ исчисления размера социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату - жилищно-коммунальных услуг, при отсутствии установленной в Жилищном кодексе Российской Федерации и других федеральных законах процедуры и методики их расчетов, нарушает конституционные принципы справедливости, равенства и соразмерности, закрепленные в Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 39) и статьях 19
и 45
Конституции Республики Башкортостан, поскольку приводит к расслоению льготников по абсолютной величине возмещения.
Гражданин С.Н.Шиховцев предлагает альтернативный, с его точки зрения, наиболее приемлемый порядок определения расчетного размера базовой компенсации и благоприятный для получателей данной выплаты критерий ее индексации. Компенсация, полагает он, для целей выравнивая финансовых возможностей одиноко проживающего гражданина по оплате жилищно-коммунальных услуг с другими категориями граждан должна рассчитываться персонально, исходя из принципа долевого и однократного возмещения, с учетом соотношения между уровнями республиканского и муниципального стандартов стоимости таких услуг и реального дохода плательщика.
2. Конституционный Суд Республики Башкортостан, изучив представленные С.Н.Шиховцевым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Согласно статье 72 (пункт "ж" части 1) Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В Республике Башкортостан в соответствии с целями социального государства каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 11
и часть первая статьи 45
Конституции Республики Башкортостан).
Закон
Республики Башкортостан "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан" (далее - Закон Республики Башкортостан), как следует из его названия
и положений статей 1
- 3
, направлен на ликвидацию перекрестного субсидирования в системе жилищно-коммунального комплекса и на унификацию форм предоставления видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в соответствии с регулирующими статус ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил, инвалидов, граждан, подвергшихся воздействию радиации, и многодетных семей специальными федеральными законами и законами Республики Башкортостан в указанной сфере.
2.1. Положения статьи 1
и части 1 статьи 3
оспариваемого заявителем Закона Республики Башкортостан являются отсылочными и сами по себе не регулируют объем социальной поддержки отдельных категорий граждан.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 5-ФЗ "О ветеранах" принят 12.01.1995, а не 12.01.2005.
Данный вывод следует как из смысла приведенных законоположений, так из положений принятого во исполнение статьи 4
Закона Республики Башкортостан подпунктов 2.1
- 2.4 пункта 2
Положения о порядке предоставления отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Башкортостан, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2008 года № 466 (далее - Положение), где категории получателей, правовые основания предоставления мер социальной поддержки и размер занимаемой площади для исчисления сумм оплаты жилищно-коммунальных услуг определяются путем прямой ссылки на действующие федеральные нормы. В частности, перечислены расходные обязательства Российской Федерации по социальной защите и социальной поддержке граждан и членов их семей, установленные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (статьи 5, 14), Федеральными законами от 12 января 2005 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (статьи 8, 10, 14 - 19, 21, 23.2), от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (преамбула, статья 28.2), от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (статьи 1, 15), от 10 января 2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (статьи 2, 7).
В соответствии с приведенными предписаниями федеральных законов расходные обязательства Российской Федерации реализуются за счет средств в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, передаваемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации. Объем этих средств определяется исходя из числа лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов.
Федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц ежегодно устанавливается в среднем по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации в том числе по Республике Башкортостан (Постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 года № 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", от 26 июня 2007 года № 405 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2008 - 2010 годы" и от 18 декабря 2008 года № 960 "О федеральных стандартах" оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009 - 2011 годы").
2.2. Федеральными законами предусматривается право субъектов Российской Федерации определять формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены устанавливать в своих нормативных правовых актах как форму предоставления указанных мер социальной поддержки, так и наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов полномочиями по предоставлению указанных мер социальной поддержки. Однако при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, в соответствии с частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Действуя в рамках дискреционных полномочий, республиканский законодатель с учетом экономических, социальных и иных причин в Законе
Республики Башкортостан (статьи 2
и 3
) заменил поименованным в нем субъектам права предоставлявшиеся им в различном сочетании натуральные и денежные льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на денежную форму меры социальной поддержки с указанием ее целевого назначения, характера и порядка исчисления.
Исходя из гарантированных публичных обязательств Российской Федерации и Республики Башкортостан в структуре вышеназванных стандартов стоимости оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, размер ежемесячной денежной компенсационной выплаты определяется в процентном отношении к республиканским стандартам
стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, установленным Правительством Республики Башкортостан по муниципальным образованиям Республики Башкортостан на 2008 год с применением общих коэффициентов для субъектов, подпадающих в сферу действия данного Закона
, и дополнительных коэффициентов для многодетных семей.
Одновременно предусматривается защита ежемесячной денежной компенсации от инфляции в очередном финансовом году. В частности, согласно статье 3
Закона Республики Башкортостан размер ежемесячной денежной компенсации ежегодно с января месяца индексируется в соответствии с коэффициентами роста размеров оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги в разрезе муниципальных образований, установленными в соответствии с законодательством.
Конституционный Суд Республики Башкортостан истребовал обоснование необходимости принятия закона, содержащее предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого проекта, и финансово-экономическое обоснование, представленные Правительством Республики Башкортостан вместе с текстом проекта оспариваемого Закона
по правилам статьи 76
Регламента Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 6 марта 2003 года № ГС-875. В них указывается, что денежная форма предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в размере процентного отношения от республиканских стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг "наиболее приближена к фактически получаемым гражданами в настоящее время льготам и обеспечивает гражданам одной льготной категории равные размеры денежной компенсации в конкретном муниципальном образовании в зависимости от уровня благоустройства жилищного фонда".
Кроме того, в официально опубликованной выписке
из протокола заседания Президиума Правительства Республики Башкортостан от 24 июля 2008 года № 25/31 "О переводе мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемых льготным категориям граждан, из натуральной формы в денежную" отмечается, что законопроект о денежной форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подготовлен с учетом опыта 14 субъектов Российской Федерации и соблюдения единого подхода к выбору варианта перевода натуральных льгот в денежную форму в отношении всех категорий более 700 тысяч федеральных и региональных льготников, получающих данные меры социальной поддержки, а также сохранения объема установленных законодательством мер социальной поддержки.
Перечень
видов и объемов льгот, социальных пособий и компенсаций, предоставляемых и выплачиваемых на территории Республики Башкортостан различным категориям населения в 2009 году за счет средств бюджета Республики Башкортостан, утвержден распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 25 марта 2009 года № 279-р. Его анализ показывает, что ежемесячная денежная компенсация, установленная оспариваемым Законом
, выплачивается 793907 жителям республики (раздел 1 подпункты 1.3
, 2.2
, 3.1
, 4.1
, 5.1
, 6.1
, 7.1
, 9.1
; раздел 3 пункт 3
; раздел 4 пункт 1
; раздел 6 пункты 1
и 2
).
Федеральные нормы о статусе ветеранов, семей, имеющих детей-инвалидов, и граждан, подвергшихся воздействию радиации, устанавливают, что социальные гарантии должны обеспечиваться и совместно проживающим с носителем льгот членам его семьи.
Следовательно, вопреки мнению заявителя, нет оснований полагать, что при реализации полномочия по пересмотру способа определения размеров денежных компенсаций, входящих в объем социальной защиты, в Законе
Республики Башкортостан "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан" нарушены принципы равенства и справедливости. В оспариваемом Законе
лица, относящиеся к одной и той же категории, ставятся законодателем в одинаковое положение: к ним в равной мере применяется принцип сопоставимости и эквивалентности при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации на уровне не ниже сложившегося в соответствии с федеральным законодательством, действовавшим до 1 января 2005 года.
Соблюдение требования о размере денежной компенсации, равном размеру денежного эквивалента натуральной льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обеспечивается императивным положением пункта 10
Положения, согласно которому размер ежемесячной денежной компенсации, начисленной с 1 января 2009 года гражданам, относящимся к категориям, указанным в статьях 14, 15, 16, 18 и 21 Федерального закона "О ветеранах", статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, с учетом индексации, не может быть ниже денежного эквивалента натуральной льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленной им за ноябрь 2008 года.
Правовое регулирование, необходимое для исполнения органами государственной власти переданных полномочий Российской Федерации и полномочий Республики Башкортостан в сфере социальной защиты, произведенное с учетом характера и условий применения федеральных законоположений об особенностях правового статуса получателей мер социальной поддержки, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
2.3. Заявитель усматривает противоречие между положениями частей 1
и 2 статьи 3
оспариваемого Закона. Он полагает, что не существует, как это утверждает Закон
Республики Башкортостан, единого муниципального стандарта оплаты жилищно-коммунальных услуг и ссылается в качестве доказательства имеющегося противоречия на Постановление
главы Администрации городского округа город Уфа от 28 ноября 2008 года № 7108, в котором, по его подсчетам; устанавливается 26 таких стандартов.
Позиция заявителя не находит подтверждения в действующем законодательстве.
Из части 1 статьи 3
Закона Республики Башкортостан и пункта 4
Положения вытекает, что базой исчисления размера ежемесячной денежной компенсации является гарантированное федеральными нормами и законами Республики Башкортостан частичное или полное соотношение (в процентах - 100%, 50% и 30%) оплаты жилищно-коммунальных услуг к расчетной сумме - республиканским стандартам стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, установленным Правительством Республики Башкортостан по муниципальным образованиям на 2008 год с применением специальных коэффициентов как для расходов на оплату жилого помещения, так и расходов на оплату коммунальных услуг, которые подлежат корректировке в соответствии с индексами
, уточняющими стоимость жилого помещения и коммунальных услуг по муниципальным образованиям Республики Башкортостан, включая город Уфу, приведенными в приложении к названному Положению.
Пункт 6
этого Положения определяет, что при расчете размера ежемесячной денежной компенсации гражданину применяется величина республиканского стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, соответствующая:
средним условиям проживания граждан в муниципальном образовании, на территории которого гражданину осуществляется начисление расходов по оплате жилья и коммунальных услуг;
типу дома, в котором гражданин проживает (жилому дому индивидуального жилищного фонда или многоквартирному дому).
Республиканские стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг для многоквартирных домов, находящихся в различных жилищных фондах, и для жилых домов индивидуального жилищного фонда, соответствующие средним условиям проживания граждан в муниципальных образованиях Республики Башкортостан, утверждены Постановлениями Правительства Республики Башкортостан от 18 марта 2008 года № 79
(в редакции от 10 ноября 2008 года № 391) и от 24 марта 2009 года № 110
, в приложении к которым определен, как это и предлагает заявитель, стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг (руб./мес.) в городе Уфе для одиноко проживающего гражданина, для одного члена семьи, состоящей из двух человек, и для одного члена семьи, состоящей из трех и более человек. При этом величина республиканских стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг требуется для реализации федерального законодательства. В указанных актах Правительства Республики Башкортостан имеется ссылка на соответствующие Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2007 года № 405 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2008 - 2010 годы" и от 18 декабря 2008 года № 960 "О федеральных, стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009 - 2011 годы".
Оспариваемое заявителем Постановление
главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан "Об установлении платы за услугу по содержанию и техническому ремонту жилья" не применяется непосредственно при исчислении размера ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Акты органов местного самоуправления Республики Башкортостан необходимы Правительству Республики Башкортостан для индексации размера ежемесячной денежной компенсации и республиканских стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в разрезе муниципальных образований республики, а также для расчета межбюджетных трансфертов (статья 3
Закона Республики Башкортостан).
Разрешение поставленного заявителем вопроса о целесообразности введения иного механизма индексации, включая установление ее критериев, связано с внесением изменений в действующее правовое регулирование и к компетенции Конституционного Суда Республики Башкортостан, как она определена в статье 106
Конституции Республики Башкортостан и статье 3
Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", не относится.
3. Проверка соответствия Закона
Республики Башкортостан "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан" и Постановления
главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан "Об установлении платы за услугу по содержанию и техническому ремонту жилья" Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, на чем настаивает заявитель, не относится к компетенции Конституционного Суда Республики Башкортостан.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 3
, частью 1 статьи 42
, пунктами "а"
и "б" части 1 статьи 46
и частями 1
- 4 статьи 77
Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шиховцева Сергея Николаевича ввиду неподведомственности Конституционному Суду Республики Башкортостан поставленного в ней вопроса, и поскольку она не отвечает критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Закона
Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан".
2. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данной жалобе не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан".
Конституционный Суд
Республики Башкортостан