Законодательство
Републики Башкортостан

Башкортостан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







Отраслевое соглашение прошло
уведомительную регистрацию
в Министерстве труда и
социальной защиты населения РБ
Зарегистрировано 11 февраля 2009 г.
Регистрационный № 2
Заместитель министра труда и
социальной защиты населения
Республики Башкортостан
М.А.Шайхулов

Министр
образования
Республики Башкортостан
_________________ Аллаяров З.А.
4 февраля 2009 г.

Председатель
Башкирской республиканской организации
Профсоюза работников народного
образования и науки
Российской Федерации
_________________ Пронина С.Н.
4 февраля 2009 г.

ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ БАШКИРСКИМ РЕСКОМОМ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ
НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БАШКОРТОСТАН НА 2009 - 2011 ГОДЫ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее отраслевое соглашение (далее - Соглашение) заключено в соответствии с Трудовым кодексом РФ, Законами Республики Башкортостан "О профессиональных союзах" и "Об органах социального партнерства в Республике Башкортостан", Отраслевым соглашением по учреждениям и организациям, находящимся в ведении Федерального агентства по образованию, на 2006 - 2008 годы (с учетом изменений), Республиканским соглашением между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан на 2008 - 2010 годы.
1.2. Соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения, и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений в сфере образования, определяя условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работников учреждений образования республики.
1.3. Соглашение направлено на обеспечение стабильной и эффективной деятельности образовательных учреждений, защиту социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников отрасли и обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования.
1.4. Сторонами Соглашения (далее - стороны) являются:
- работники образовательных учреждений системы образования Республики Башкортостан, а также обучающиеся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (далее - работники) в лице их представителя - Башкирского республиканского комитета профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (далее - реском профсоюза);
- работодатели в лице их представителя - Министерства образования Республики Башкортостан (далее - Минобразования РБ).
Действие Соглашения распространяется на всех работодателей, работников учреждений системы образования Республики Башкортостан, первичные профсоюзные организации которых находятся на профобслуживании в Башкирской республиканской организации профсоюза.
1.5. Стороны согласились с тем, что реском профсоюза, территориальные, первичные организации профсоюза в лице их выборных органов выступают в качестве единственных полномочных представителей работников учреждений системы образования РБ при разработке и заключении коллективных договоров и соглашений, ведении переговоров по решению трудовых, профессиональных и социально-экономических вопросов, в том числе вопросов оплаты труда, занятости, найма, увольнения, стипендиального и других форм обеспечения студентов, а также по другим вопросам социальной защищенности коллективов и работников.
1.6. Соглашение обязательно к применению при заключении территориальных соглашений, коллективных договоров, трудовых договоров с работниками и при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров.
1.7. Территориальные соглашения и коллективные договоры устанавливают условия труда, а также меры социальной поддержки, связанные с территориальными особенностями и возможностями муниципальных образований, учреждений образования, и не могут содержать нормы, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством и настоящим Соглашением.
Условия коллективных договоров, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, Соглашением, территориальными соглашениями, недействительны и не подлежат применению.
1.8. Стороны не вправе в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств или изменить их.
В Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения по взаимной договоренности сторон. Принятые сторонами изменения и дополнения к Соглашению оформляются протоколом, который является неотъемлемой частью Соглашения и доводится до сведения работодателей, профсоюзных организаций и работников учреждений.
В случае реорганизации (изменения правового статуса) сторон Соглашения, территориальных соглашений, коллективных договоров права и обязательства сторон по настоящему Соглашению, территориальным соглашениям, коллективным договорам переходят к их правопреемникам и сохраняются до заключения новых соглашений, коллективных договоров или внесения в них изменений и дополнений.
1.9. В соответствии с действующим законодательством стороны несут ответственность за уклонение от участия в переговорах, нарушение или невыполнение обязательств, принятых в соответствии с Соглашением, другие противоправные действия (бездействия).
1.10. Стороны совместно осуществляют анализ выполнения Соглашения, территориальных соглашений, коллективных договоров образовательных учреждений. Ежегодно не позднее 15 февраля территориальные органы управления образованием и выборные профсоюзные органы направляют в Минобразования РБ и реском Профсоюза анализ их выполнения, предложения по совершенствованию работы по коллективно-договорному регулированию социально-трудовых отношений с работниками.
1.11. Стороны согласились с тем, что ход реализации, итоги выполнения Соглашения регулярно освещаются в газете "Действие", журнале "Учитель Башкортостана", "Профсоюзной линии" республиканского радио, в Интернете на сайтах сторон по адресам: Минобразования РБ - http://minobr.ufanet.ru, рескома Профсоюза - http://www.eduprofrb.ru.
1.12. Соглашение заключено на 2009 - 2011 годы, вступает в силу с момента подписания сторонами и действует по 31 декабря 2011 года.
Стороны имеют право продлить действие Соглашения на срок до трех лет.

II. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО И КООРДИНАЦИЯ
ДЕЙСТВИЙ СТОРОН СОГЛАШЕНИЯ

2.1. В целях развития социального партнерства стороны обязуются:
1) Строить свои взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные настоящим Соглашением обязательства и договоренности.
2) Развивать и совершенствовать систему и механизм социального партнерства на республиканском, территориальном и локальном уровнях для эффективного решения социально-экономических проблем работников образования.
3) Участвовать на равноправной основе в постоянно действующих органах социального партнерства. Проводить предварительное обсуждение на заседаниях Республиканской трехсторонней отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в сфере образования проектов законов, иных нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых отношений.
4) Содействовать повышению эффективности Соглашения, территориальных соглашений и коллективных договоров учреждений.
5) Осуществлять мониторинг, обобщение опыта заключения и действия территориальных соглашений и коллективных договоров учреждений, а также контроль за состоянием и эффективностью договорного регулирования социально-трудовых отношений в отрасли.
6) Проводить взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых и иных связанных с ними отношений, обеспечения гарантий социально-трудовых прав работников образовательных учреждений, совершенствования ведомственной и локальной нормативной правовой базы и другим социально значимым вопросам.
7) Содействовать реализации принципа государственно-общественного управления образованием.
8) Обеспечивать участие представителей другой стороны Соглашения, территориальных соглашений, коллективных договоров в работе своих руководящих органов при рассмотрении вопросов, связанных с содержанием Соглашения, территориальных соглашений, коллективных договоров и их выполнением; предоставлять другой стороне полную, достоверную и своевременную информацию о принимаемых решениях, затрагивающих социально-трудовые права и профессиональные интересы работников.
9) Использовать возможности переговорного процесса с целью учета интересов сторон, предотвращения коллективных трудовых споров и социальной напряженности в коллективах работников учреждений.
10) Способствовать созданию во всех учреждениях образования комиссий по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
2.2. Стороны согласились, что работодатели заключают коллективные договоры с профсоюзными органами как представителями работников организаций, обеспечивают исполнение действующего в РФ и РБ законодательства и не реже двух раз в год отчитываются перед работниками об их выполнении.
2.3. Минобразования РБ:
1) Направляет в реском профсоюза проекты нормативных правовых актов, издаваемых Минобразования РБ, по вопросам социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников, для учета по ним мотивированного мнения рескома Профсоюза.
2) Включает представителей профсоюза в состав рабочих групп по подготовке нормативных правовых актов, программ, концепций и др., затрагивающих социально-трудовые права работников и (или) влияющих на их социально-экономическое положение, а также учитывает мнение профсоюзной стороны при их разработке и реализации.
3) Предоставляет рескому профсоюза по его запросу информацию о численности, составе работников, системе оплаты труда, объеме задолженности по выплате заработной платы, показателях по условиям и охране труда, планированию и проведению мероприятий по массовому сокращению численности (штатов) работников и другую информацию в сфере социально-трудовых прав работников.
4) Обеспечивает учет мнения профсоюзных органов при:
- установлении либо изменении условий, оплаты труда и иных условий в сфере социально-трудовых отношений;
- подготовке предложений по созданию автономного учреждения путем изменения типа существующего образовательного учреждения, а также при подготовке предложений по перечням государственных и муниципальных учреждений, тип которых не может быть изменен на автономное учреждение.
5) Включает реском профсоюза в перечень учреждений для рассылки документов, ведомственных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права и профессиональные интересы работников отрасли.
2.4. Реском профсоюза:
1) Способствует реализации настоящего Соглашения, снижению социальной напряженности в трудовых коллективах, укреплению трудовой дисциплины, строит свои взаимоотношения с работодателями на принципах социального партнерства.
2) Представляет, выражает и защищает правовые, экономические и профессиональные интересы работников - членов профсоюза отрасли в судебных, государственных и других органах за счет средств профсоюза.
3) В соответствии с трудовым законодательством осуществляет контроль за выполнением работодателями норм трудового права.
4) Используя право законодательной инициативы Федерации профсоюзов РБ, обращается в республиканские органы законодательной и исполнительной власти с предложениями о принятии законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам защиты экономических, социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников.
5) Выступает инициатором начала переговоров по заключению Соглашения на новый срок за три месяца до окончания срока его действия.
6) Оказывает членам профсоюза, территориальным и первичным профсоюзным организациям помощь в вопросах применения трудового законодательства, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения территориальных соглашений и коллективных договоров учреждений, разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.
7) Содействует предотвращению в учреждениях коллективных трудовых споров при выполнении обязательств, включенных в настоящее Соглашение, территориальные соглашения и коллективные договоры учреждений.
8) Организовывает правовой всеобуч, продолжает работу заочной школы правовых знаний, выпуск информационных бюллетеней, методических материалов в помощь профсоюзному активу, в том числе в серии "Мой профсоюзный кружок", публикует материалы в СМИ, на сайте рескома профсоюза.
9) Осуществляет обучение руководителей учреждений образования и председателей первичных профсоюзных организаций, профсоюзного актива в 25 городах и районах республики по практике применения трудового законодательства.
10) Ежегодно проводит конкурс "Лучший коллективный договор (соглашение)".
2.5. Стороны договорились, что решения, касающиеся вопросов заработной платы, изменения порядка и условий оплаты труда, тарификации, премирования, установления компенсационных и стимулирующих выплат работникам учреждений образования, принимаются совместно с соответствующими профсоюзными органами; аттестация работников проводится при участии представителей соответствующих профсоюзных органов в составе соответствующих аттестационных комиссий.
2.6. Стороны обязывают работодателей, профсоюзные организации включать в территориальные соглашения и коллективные договоры пункты 3.15, 4.15, 4.17, 6.7, 6.12, 6.13, 6.16, 6.18, 7.9, 7.12, 7.15, 8.8 Республиканского соглашения между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, Объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан на 2008 - 2010 годы и обеспечить их выполнение.

III. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

3.1. В целях обеспечения стабильности функционирования и развития системы образования республики стороны договорились:
1) Считать основной задачей совместных действий реализацию Закона Республики Башкортостан "Об образовании", Программы развития системы образования в Республике Башкортостан на 2009 - 2013 годы, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, приоритетных направлений развития отрасли; способствовать повышению качества образования, результативности деятельности учреждений, конкурентоспособности работников образования на рынке труда.
2) Осуществлять согласованные действия по реализации республиканских законодательных и иных нормативных актов, направленных на развитие отрасли и социальную защиту работников образования и обучающихся.
3) Вырабатывать согласованные предложения по усилению мер социальной поддержки работников для внесения их в установленном порядке в органы государственной власти и управления.
4) Готовить совместные предложения по финансированию отрасли и эффективному использованию средств при формировании бюджета на очередной финансовый год.
5) Способствовать сохранению статуса государственных и муниципальных образовательных организаций в организационно-правовой форме учреждения. При реорганизации или ликвидации образовательного учреждения участие Профсоюза в соответствующей комиссии гарантируется.
3.2. Стороны:
1) Добиваются:
- принятия республиканских нормативных правовых актов по оплате труда с учетом рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- недопущения снижения действующих размеров и условий оплаты труда работников учреждений образования, уровня социальных гарантий, льгот и компенсаций при принятии нормативных правовых актов;
- совместно с территориальными органами управления образованием и профсоюзными органами целевого использования средств, выделяемых из бюджета республики на образование, в том числе на выплату заработной платы, стипендий, социальную поддержку работников образования и студентов, обращаясь в случае необходимости в Министерство финансов РБ, Министерство экономического развития РБ, Государственную инспекцию по труду РБ, судебные органы, органы прокуратуры;
- использования зданий, сооружений, объектов социально-бытового назначения ликвидируемых учреждений образования для улучшения жилищных условий работников образования;
- недопущения и незамедлительного устранения нарушений установленного законодательством порядка изменения типа существующих образовательных учреждений на основе принципов добровольности и коллегиальности при принятии решений об изменении типа учреждения, включая принятие изменений в устав учреждения в связи с изменением типа учреждения на общем собрании (конференции) работников и обучающихся, порядка участия представителей работников в управлении автономным учреждением, а также порядка регулирования трудовых отношений;
- повсеместного выполнения норм законодательства в части оплаты за проживание в студенческих общежитиях, выплаты в полном объеме пособий студентам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидам, лицам, пострадавшим в результате аварий, техногенных катастроф и др.;
- развития в учреждениях среднего профессионального образования системы студенческого самоуправления через студенческие (объединенные) профсоюзные организации и их выборные органы.
2) Подтверждают:
- штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения;
- численный и профессиональный состав работников учреждения должен быть достаточным для гарантированного выполнения функций, задач, объемов работ учреждения;
- при принятии решения об изменении правового статуса, типа учреждения, передаче в аренду земли, зданий, помещений, сооружений, оборудования, находящихся в оперативном управлении учреждений, учитывать мнение коллективов работников или, по их поручению, профсоюзных органов, не допуская ухудшения условий труда работников.
3) Рекомендуют работодателям фиксировать в коллективных договорах (приложениях к ним) направление, порядок и размеры использования полученных учреждениями средств, в том числе внебюджетных.
3.2. Минобразования РБ:
1) Добивается:
- своевременного и полного финансирования образовательных учреждений в соответствии с объемами бюджетных обязательств, утвержденными законом о бюджете Республики Башкортостан, включая статьи расходов социальной направленности;
- стабильной работы образовательных учреждений и недопущения их отключения от водо-, газо-, тепло-, электроснабжения из-за неуплаты коммунальных платежей в случае задержки перечисления соответствующих бюджетных средств;
- освобождения образовательных учреждений от штрафных санкций по всем видам платежей в случае задержки перечисления им бюджетных средств (за весь период задержки).
2) Осуществляет систематический анализ финансово-экономического, материально-технического состояния, кадрового обеспечения учреждений отрасли, принимает меры по их укреплению и улучшению.
3.3. Реском профсоюза, соответствующие выборные органы профсоюза участвуют в формировании нормативной правовой базы по реализации федерального закона об автономных учреждениях при определении на республиканском и местном уровнях перечней типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений, правовой статус которых не может быть изменен на автономное учреждение.

IV. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

4.1. Стороны подтверждают:
1) В соответствии с Законом РБ "Об образовании" для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение.
2) Регулирование трудовых отношений осуществляется трудовым законодательством РФ, РБ, иными законами РФ, РБ, содержащими нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами РФ, РБ, органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.
3) Трудовой договор с работниками учреждения заключается на неопределенный срок в письменной форме.
Заключение срочного трудового договора допускается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы, условий ее выполнения или интересов работника, а также в случаях, предусмотренных законодательством.
Условия трудового договора, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, настоящим Соглашением, территориальными соглашениями и коллективными договорами, являются недействительными.
До подписания трудового договора работодатель обязан ознакомить работника под роспись с Уставом учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника.
Трудовые договоры с работниками образовательных учреждений соответствуют требованиям действующего трудового законодательства.
4) Условия оплаты труда, включая размеры ставок заработной платы, окладов (должностных окладов) работников, повышающих коэффициентов к ставкам (окладам), выплат компенсационного и стимулирующего характера являются обязательными для включения в трудовой договор.
5) Испытание не устанавливается при приеме на работу выпускников непосредственно по окончании учреждений высшего и среднего профессионального образования и педагогических работников, имеющих действующую квалификационную категорию, согласно ТК РФ.
6) Руководитель организации в срок не менее чем за два месяца наряду с работниками ставит в известность выборный орган первичной профсоюзной организации об организационных или технологических изменениях условий труда, если они влекут за собой изменение обязательных условий трудовых договоров работников.
7) Расторжение трудового договора с работником - членом профсоюза, по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным ст.ст. ТК РФ:
81: п.п. 2, 5, 6 (а), 7, 8, 10;
84 п. 3;
278 п. 2;
336 п.п. 1, 2,
производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
8) Решение о досрочном прекращении трудового договора с руководителем учреждения по основанию, предусмотренному пунктом 2 статьи 278 ТК РФ, применяется только в случае, если установлен факт его виновных действий (бездействия), обусловленных трудовым договором.

V. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА

5.1. Стороны при регулировании вопросов рабочего времени и времени отдыха работников исходят из того, что:
1) В соответствии с законодательством Российской Федерации для педагогических работников учреждений образования устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю за одну ставку заработной платы (должностного оклада). В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда конкретная продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) регулируется Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений".
2) Рабочее время, состоящее при выполнении должностных обязанностей из нормируемой его части и части рабочего времени, не имеющей четких границ, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, иными локальными актами.
3) Объем учебной нагрузки, установленный учителям (преподавателям) в начале учебного года, не может быть уменьшен по инициативе работодателя в текущем учебном году, а также при установлении ее на следующий учебный год, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп).
Объем учебной нагрузки учителей больше или меньше нормы часов, за которые выплачиваются ставки заработной платы, устанавливается только с письменного согласия педагогических работников.
Предоставление преподавательской работы лицам, выполняющим ее помимо основной работы в том же образовательном учреждении (включая руководителей), а также педагогическим, руководящим и иным работникам других образовательных учреждений, работникам предприятий, учреждений, организаций (включая работников органов управления образованием и методических кабинетов) осуществляется с учетом мнения выборного профсоюзного органа и при условии, если учителя, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обеспечены преподавательской работой по своей специальности в объеме не менее чем на ставку заработной платы.
4) Учебная нагрузка педагогическим работникам, находящимся к началу учебного года в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет либо ином отпуске, устанавливается при распределении ее на очередной учебный год на общих основаниях, а затем передается для выполнения другим учителям на период нахождения указанных работников в соответствующих отпусках.
5) Время каникул, не совпадающее с очередным отпуском, считается рабочим временем педагогических и других работников образовательных учреждений.
В этот период администрация привлекает работников к педагогической, методической и организационной работе в пределах времени, не превышающего их учебной нагрузки до начала каникул.
В каникулярное время учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал учреждений привлекается к выполнению хозяйственных работ, не требующих специальных знаний (мелкий ремонт, работа на территории, охрана учреждения и др.), в пределах установленного им рабочего времени с сохранением заработной платы.
6) Женщинам, работающим в режиме 40-часовой рабочей недели в учреждениях образования сельской местности, устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы (40 часов).
5.2. Стороны подтверждают:
Предоставление ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков осуществляется, как правило, по окончании учебного года в летний период в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем работодателя по согласованию с выборным профсоюзным органом учреждения не позднее чем за две недели до наступления календарного года с учетом необходимости обеспечения нормальной работы учреждения и благоприятных условий для отдыха работников.
Разделение отпуска, предоставление отпуска по частям, перенос отпуска полностью или частично на другой год работодателем может осуществляться с согласия работника и выборного профсоюзного органа.
Отзыв работника из отпуска осуществляется по письменному распоряжению работодателя только с согласия работника и выборного профсоюзного органа. При этом денежные суммы, приходящиеся на дни неиспользованного отпуска, направляются на выплату текущей заработной платы за время работы, а при предоставлении дней отпуска в другое время средний заработок для их оплаты определяется в установленном порядке. По соглашению сторон трудового договора денежные суммы, приходящиеся на часть неиспользованного отпуска, превышающую 28 календарных дней, могут быть предоставлены в виде компенсации за неиспользованный отпуск, что закрепляется в коллективном договоре.
Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.
Ежегодный отпуск должен быть перенесен на другой срок по соглашению между работником и работодателем в случаях, предусмотренных законодательством, в том числе, если работнику своевременно не была произведена оплата за время этого отпуска либо работник был предупрежден о времени начала отпуска позднее чем за две недели до его начала. При переносе отпуска по указанным причинам в коллективном договоре целесообразно закреплять преимущество работника в выборе новой даты начала отпуска.
График отпусков составляется на каждый календарный год и доводится до сведения всех работников.
1) В случае предоставления педагогическим работникам ежегодного отпуска за первый год работы до истечения шести месяцев работы его продолжительность должна соответствовать установленной для этих должностей продолжительности и оплачиваться в полном объеме.
Исчисление продолжительности отпуска пропорционально проработанному времени допускается только в случае выплаты денежной компенсации при увольнении работника. Педагогическим работникам, проработавшим в учебном году не менее 10 месяцев, денежная компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается исходя из установленной продолжительности отпуска.
2) Работникам с ненормированным рабочим днем, включая руководителей учреждений и их структурных подразделений, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в учреждениях, финансируемых из республиканского бюджета, определяется Правительством РБ, в учреждениях, финансируемых из местных бюджетов, - администрациями муниципальных районов и городских округов.
Перечень категорий работников, эпизодически привлекаемых к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, а также продолжительность ежегодных дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день (не менее 3 календарных дней), предусматривается коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка в зависимости от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий.

]]>
- обеспечения государственных гарантий выплаты единовременного пособия на хозяйственное обзаведение выпускникам учреждений высшего и среднего профессионального образования, прибывшим на работу в муниципальные (и республиканские - по завершении республиканской целевой программы "Педагогические кадры Республики Башкортостан" на 2007 - 2009 годы) учреждения образования, как это предусмотрено республиканской целевой программой "Педагогические кадры Республики Башкортостан" на 2007 - 2009 года для молодых специалистов государственных образовательных учреждений;
- выделения дополнительных средств из бюджета республики на оздоровление и организацию санаторно-курортного лечения работников учреждений образования.
9.6. Стороны рекомендуют органам управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов, руководителям образовательных учреждений:
1) За счет внебюджетных средств и других источников дохода создавать фонды для усиления мер социальной поддержки и обеспечения дополнительных, по сравнению с действующим законодательством и предусмотренных в настоящем разделе, льгот и гарантий.
2) Планировать затраты и осуществлять оплату труда работников, привлекаемых в состав экспертных групп и аттестационных комиссий.
3) С учетом результатов и качества работы устанавливать стимулирующие выплаты (надбавки) младшему обслуживающему персоналу, другим категориям низкооплачиваемых работников в пределах средств, выделенных на оплату труда, а также за счет внебюджетных средств.
4) В пределах средств, выделенных на оплату труда, а также за счет внебюджетных средств устанавливать премии администраций муниципальных районов и городских округов для творчески работающих учителей.
5) При предоставлении работникам очередного отпуска и в честь Международного дня учителя выплачивать единовременное материальное вознаграждение в размере месячной заработной платы (в пределах средств, выделенных на оплату труда, и внебюджетных средств).
6) Производить увольнения работника по инициативе администрации во всех случаях с учетом мнения профсоюзного органа.
7) Оплату за проживание работников образования в ведомственных общежитиях устанавливать в размерах, определенных для рабочих и служащих соответствующих организаций и предприятий.
8) Производить частичную компенсацию оплаты за аренду жилых помещений молодым специалистам учреждений образования.
9) Предоставлять жилищные субсидии на строительство или приобретение жилья, сертификаты, льготные ссуды и кредиты работникам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством.
10) Оказывать помощь работникам образования в проведении ремонта жилья.
11) Обеспечивать проездными билетами работников учреждений образования, чья работа носит разъездной характер (социальных педагогов, работников детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и др.).
12) Педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности и рабочих поселках, проживающим за пределами данных населенных пунктов, выделять средства для частичной компенсации проезда на транспорте.
13) Организовывать льготное питание для работников интернатных и дошкольных учреждений.
14) Оказывать материальную помощь работникам учреждений, ставшим безработными, и их семьям, особенно лицам предпенсионного возраста, работникам, пострадавшим от стихийных бедствий (пожаров, наводнений и др.).
15) Оказывать содействие и помощь работникам в случаях проведения платных операций, приобретения дорогостоящих лекарственных препаратов.
16) В период каникул организовывать лечение систематически и длительно болеющих работников образования на базе лечебно-профилактических учреждений.
17) Осуществлять мероприятия по организации отдыха работников образования и членов их семей, студентов учреждений среднего профессионального образования отрасли выделять средства на приобретение санаторно-курортных и туристских путевок.
18) Создавать условия для организации питания работников, оборудовать для них комнаты отдыха и личной гигиены.
19) Выделять работникам отрасли землю под садовые участки, гаражи.
20) Устанавливать иные дополнительные гарантии, меры социальной поддержки, льготы, выплаты, используя права, предоставленные законом.
Все вышеназванные и иные меры и нормы включаются в территориальные соглашения и коллективные договоры.
9.7. Реском профсоюза:
1) Оказывает возможную финансовую помощь больным с хроническими и тяжелыми формами заболеваний для частичной оплаты дорогостоящих лекарственных препаратов и оплаты проезда к месту проведения операций за пределами республики.
2) Содействует направлению работников отрасли по медицинским показаниям через Республиканский фонд обязательного медицинского страхования, Министерство здравоохранения РБ в лечебные учреждения Российской Федерации.
3) Выделяет из профсоюзного бюджета средства проведение среди работников отрасли республиканских спартакиад "Здоровье", туристских слетов, соревнований, физкультурно-массовую работу.
4) Проводит необходимую организационную и информационно-методическую работу по подбору, обучению кадров для работы в оздоровительных лагерях, находящихся на балансе органов управления образованием.
5) Оказывают содействие в укреплении материальной базы оздоровительных лагерей и их подготовке к приему детей.
6) Осуществляет подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров и актива, ежегодно проводит республиканский конкурс "Профлидер".

X. УСЛОВИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ МОЛОДЕЖИ

10.1. Стороны совместно с органами управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов:
1) Принимают меры по созданию в городах и районах клубов, советов, комиссий по работе с молодежью; способствуют созданию в учреждениях образования молодежных организаций (советов молодых специалистов, молодежных комиссий профсоюзных организаций и т.д.).
2) Гарантируют предоставление молодым работникам предусмотренных законом социальных льгот и гарантий.
3) Рекомендуют работодателям практиковать институт наставничества.
4) Предоставляют общедоступную бесплатную юридическую помощь молодым работникам по всему кругу вопросов законодательства о труде.
10.2. Реском профсоюза:
1) Организует работу клуба молодых педагогов.
2) Учреждает стипендии республиканской профсоюзной организации:
- студентам педагогических вузов и ссузов очной формы обучения, имеющим отличную успеваемость и активно участвующим в деятельности профсоюзных организаций;
- лучшему председателю территориального клуба (совета, комиссии) молодых педагогов.
3) Организует обучение председателей молодежных клубов, советов, комиссий, молодых профсоюзных активистов.
4) Ежегодно проводит республиканский бал молодых педагогов.
10.3. Стороны рекомендуют:
1) Предоставлять председателю молодежной организации (молодежного совета, молодежной комиссии) профсоюзной организации свободное время с сохранением среднего заработка на условиях и в порядке, устанавливаемом коллективным договором, соглашением, для выполнения общественных обязанностей в интересах молодежи.
2) Содействовать успешному прохождению аттестации молодых специалистов.
3) Вводить различные формы поощрения молодых работников, добившихся высоких показателей в труде и активно участвующих в деятельности образовательных учреждений и профсоюзных организаций.
4) Проводить конкурсы профессионального мастерства "Лучший молодой педагог".
5) Предоставлять молодым педагогам льготы по оплате стоимости содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях.
6) Предоставлять краткосрочный оплачиваемый отпуск отцу при выписке новорожденного из роддома, оказывать материальную помощь при рождении ребенка.
7) Обеспечивать доступность занятий спортом, самодеятельным художественным и техническим творчеством, возможность удовлетворения творческих способностей и интересов молодежи.
8) Проводить работу по упорядочению режима работы молодых учителей и воспитателей с целью создания условий для их успешной психолого-педагогической адаптации, высвобождения времени для профессионального роста.

XI. ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАЩИТА ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ

11.1. Стороны подтверждают, что права и гарантии деятельности профсоюзных органов, территориальных, первичных профсоюзных организаций определяются трудовым законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
11.2. Стороны способствуют деятельности работодателей и их представителей, которые в соответствии с требованиями законодательства:
1) Соблюдают права и гарантии профсоюза, способствуют его деятельности.
2) Включают по уполномочию работников представителей профсоюзных организаций в состав членов коллегиальных органов управления учреждениями образования.
3) Предоставляют выборному профсоюзному органу, независимо от численности работников, бесплатно необходимые помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, обеспеченные отоплением и освещением, оборудованием, необходимым для работы самого профсоюзного органа и для проведения собраний работников; обеспечивают охрану и уборку выделяемых помещений, безвозмездно предоставляют для выполнения общественно значимой работы транспортные средства и средства связи, что закрепляется в территориальных соглашениях, коллективных договорах.
4) Не препятствуют:
- правовым и техническим инспекторам (внештатным) рескома профсоюза осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства в учреждениях образования в соответствии с действующим законодательством и Положениями об этих инспекциях;
- представителям выборных профсоюзных органов посещать учреждения, где работают члены профсоюза, для реализации уставных задач и предоставленных законодательством прав.
5) Предоставляют профсоюзным органам по их запросу информацию, сведения и разъяснения по вопросам условий труда, заработной платы, работы предприятий общественного питания, условий проживания в общежитии, стипендиального обеспечения, другим социально-экономическим вопросам.
6) Обеспечивают ежемесячное и бесплатное перечисление членских профсоюзных взносов из заработной платы работников (стипендии обучающихся) на счета профсоюзных организаций и другие удержания по заявлению работников (обучающихся) на счета республиканской профсоюзной организации в соответствии с коллективными договорами, соглашениями. Перечисление средств производится в полном объеме с расчетных счетов учреждений (централизованных бухгалтерий) одновременно с выдачей банком средств на заработную плату (стипендию) в соответствии с платежными поручениями учреждений.
11.3. Стороны признают гарантии работников, входящих в состав выборных профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, имея в виду, что:
1) Они не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию (за исключением увольнения в качестве дисциплинарного взыскания) без предварительного согласия выборного профсоюзного органа, членами которого они являются; руководители профсоюзных органов в подразделениях учреждений - без предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа в учреждении; а руководители (их заместители) и члены профсоюзных органов в учреждении, профорганизаторы - соответствующего вышестоящего профсоюзного органа.
Перевод указанных профсоюзных работников на другую работу по инициативе работодателя не может производиться без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются.
2) Увольнение по инициативе работодателя по основаниям, не связанным с виновными действиями, а равно изменение существенных условий трудового договора (уменьшение размера оплаты труда в связи с изменением объема учебной нагрузки или объема иной работы не по вине работника, отмена установленных стимулирующих и поощрительных выплат и др.) допускается, помимо соблюдения общего порядка увольнения, только с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, а руководителей (их заместителей) профсоюзных организаций учреждений - с согласия вышестоящего профсоюзного органа.
3) Члены выборных профсоюзных органов, уполномоченные по охране труда профкома, представители профсоюзной организации в создаваемых в учреждении совместных с работодателем комитетах (комиссиях) освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка для выполнения общественных обязанностей в интересах коллектива работников и на время краткосрочной профсоюзной учебы на условиях, предусмотренных соглашением, коллективным договором.
4) Члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы в учреждении, освобождаются от нее с сохранением среднего заработка на время участия в работе съездов, конференций, пленумов, президиумов, собраний, созываемых профсоюзом.
11.4. Стороны подтверждают гарантии работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы и освобожденных от основной работы, имея в виду, что:
- после окончания срока выборных полномочий им предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность);
- при невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации учреждения работодатель или его правопреемник, а в случае ликвидации учреждения - профсоюзные организации, сохраняют за освобожденным профсоюзным работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года;
- работники, у которых срок действия квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации, истекает в период исполнения ими полномочий в составе выборного профсоюзного органа или в течение шести месяцев после их окончания, имеют право по их заявлению на продление срока действия имеющейся квалификационной категории на период до прохождения ими аттестации в установленном порядке.
11.5. Стороны договорились сохранять за выборными и штатными работниками профсоюзного органа социальные гарантии и льготы, действующие в учреждениях, что закрепляется в коллективных договорах, территориальных соглашениях.
11.6. Стороны:
1) Обязуются рассматривать и решать возникшие конфликты и разногласия в соответствии с законодательством.
2) Подтверждают:
- в соответствии с Трудовым кодексом РФ, Законом РБ "О профессиональных союзах" профсоюзные органы вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц, нарушающих законодательство о труде, профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективными договорами, территориальными соглашениями;
- расторжение трудового договора по инициативе работодателя с лицами, избиравшимися в состав профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания выборных полномочий, кроме случаев полной ликвидации учреждения или совершения работником виновных действий, за которые законодательством предусмотрено увольнение. В этих случаях увольнение производится в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом положений настоящего Соглашения;
- работа в качестве председателя профсоюзной организации и в составе ее выборного органа признается значимой для деятельности учреждения и учитывается при поощрении работников, их аттестации, при конкурсном отборе на замещение научно-педагогических и руководящих должностей.
Председателям первичных профсоюзных организаций, не освобожденным от основной работы, устанавливаются ежемесячные стимулирующие выплаты (доплаты) из фондов стимулирующего характера за личный вклад в общие результаты деятельности учреждений образования, участие в подготовке и организации социально значимых мероприятий и др.
3) Ходатайствуют о присвоении почетных званий, представлении к государственным наградам выборных профсоюзных работников и актива, а также совместно принимают решения об их награждении ведомственными знаками отличия; рекомендуют территориальным органам управления образованием, администрациям учреждений и соответствующим профсоюзным органам применять аналогичный порядок поощрения выборных профсоюзных работников, актива.
11.7. Минобразования РБ принимает необходимые меры по недопущению вмешательства органов управления образованием, представителей работодателя в практическую деятельность профсоюзных организаций и их органов, затрудняющего осуществление ими уставных задач, а также подмены органами студенческого самоуправления студенческих профсоюзных организаций в реализации функций и задач, определенных их статусом в соответствии с действующим законодательством.

XII. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ СОГЛАШЕНИЯ

12.1. Контроль за выполнением настоящего Соглашения на всех уровнях осуществляется сторонами Соглашения и их представителями, соответствующими органами по труду, Республиканской трехсторонней отраслевой комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в сфере образования.
12.2. Стороны разрабатывают и утверждают план мероприятий по выполнению Соглашения с указанием конкретных сроков и ответственных лиц.
12.3. Информация о выполнении настоящего Соглашения ежегодно рассматривается на совместном заседании коллегии Минобразования РБ и Президиума рескома профсоюза и доводится до сведения подведомственных учреждений, органов управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов, территориальных и первичных организаций профсоюза.
12.4. Представители сторон несут ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению Соглашения, не представление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением Соглашения, нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных Соглашением, другие противоправные действия (бездействие) в соответствии с действующим законодательством.





Приложение № 1
к отраслевому соглашению
между Башкирским рескомом профсоюза
работников народного образования
и науки Российской Федерации и
Министерством образования Республики
Башкортостан на 2009 - 2011 годы

АТТЕСТАЦИЯ
РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

1) Аттестация педагогических и руководящих работников осуществляется на основании Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного Приказом Минобразования России от 26.06.2000 № 1908.
2) Конкретные формы и процедуры аттестации определяются по выбору аттестуемого работника.
До утверждения единых в Российской Федерации форм и процедур 1 этап аттестации может осуществляться в таких формах, как:
- квалификационные испытания в виде собеседования, тестирования, экзамена и др.;
- защита реферата, индивидуального творческого проекта;
- творческий отчет;
- защита программы опытно-экспериментальной работы по реализации социально-педагогической инициативы в экспертном совете республиканского и муниципального уровня;
- защита концепции и комплексно-целевой программы развития образовательного учреждения (для руководящих работников);
- обобщение опыта (педагогического, управленческого) и внесение его в Российский банк передового педагогического опыта, в республиканский банк педагогического опыта, в банк методических муниципальных служб образования;
- защита и апробирование авторских программ и др.;
а также:
- по совокупности педагогических достижений, что может служить основанием для освобождения работника от 1 этапа аттестации (по представлению учреждения образования, органа управления образованием). Основанием для аттестации по совокупности педагогических достижений является:
- наличие орденов;
- наличие почетных званий со значением "Народный", "Заслуженный", совпадающих с профилем работы и преподаваемых дисциплин;
- наличие знака "Отличник" со значением, совпадающим с профилем работы и преподаваемых дисциплин;
- наличие ученой степени "кандидат" и "доктор наук";
- подтверждение имеющейся квалификационной категории по истечении срока ее действия.
3) Квалификационные категории в течение срока их действия учитываются на всей территории Республики Башкортостан при установлении работникам оплаты труда в следующих случаях:
- при работе в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от преподаваемого предмета (дисциплины), типа и вида образовательного учреждения;
- при возобновлении работы в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от причин ее оставления;
- при поступлении на работу вынужденных переселенцев из бывших республик СССР, если по прежнему месту работы им по результатам аттестации была присвоена квалификационная категория по соответствующей должности (при наличии подтверждающих документов);
- при переводе с одной руководящей должности на другую руководящую должность;
- при переходе педагогических работников негосударственных образовательных учреждений, а также учреждений и организаций, не являющихся образовательными, на работу в государственные и муниципальные образовательные учреждения, если их аттестация осуществлялась аттестационными комиссиями, созданными в соответствии с Положением.
4) Работникам по выходу из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, или в случае нахождения работника в длительном отпуске сроком до одного года, действие квалификационной категории продлевается в индивидуальном порядке на срок до одного года.
5) Педагогическим и руководящим работникам, прекратившим педагогическую деятельность в связи с ликвидацией учреждения образования или выходом на пенсию, независимо от ее вида, в случае возобновления ими педагогической деятельности сохраняется имеющаяся квалификационная категория до окончания срока ее действия; в случае истечения срока действия - продлевается в индивидуальном порядке по решению соответствующей аттестационной комиссии на один год.

Министр
образования
Республики Башкортостан
З.А.АЛЛАЯРОВ

Председатель
Башкирской республиканской
организации Профсоюза работников
народного образования и науки РФ
С.Н.ПРОНИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru