Законодательство
Републики Башкортостан

Башкортостан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 сентября 2009 г. № 39-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ - КУРУЛТАЯ РЕСПУБЛИКИ
БАШКОРТОСТАН О ТОЛКОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе председательствующего - судьи Л.Ш.Гумеровой, судей Ф.Р.Муратшина, Е.Л.Слепнева, рассмотрев обращение Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о толковании отдельных положений Конституции Республики Башкортостан, установил:
1. Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан (Постановление от 26 марта 2009 года № ГС-612) обратилось с запросом о толковании части первой статьи 83 во взаимосвязи с ее частью третьей, пункта 11 части первой статьи 87, пункта 10 статьи 96, статьи 107 Конституции Республики Башкортостан (в редакции Закона Республики Башкортостан от 3 декабря 2002 года № 369-з) (Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан, 1994, № 4 (22), ст. 146; Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 2000, № 17 (119), ст. 1255; 2003, № 1 (157), ст. 3; Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан, 2006, № 15 (237), ст. 925; 2008, № 19 (289), ст. 1037) в связи с принесением Прокурором Республики Башкортостан протеста.
В протесте указывается, что вышеназванные положения Конституции Республики Башкортостан вошли в противоречие с федеральным законодательством. Так, часть 1 статьи 83 Конституции Республики Башкортостан о том, что Президентом Республики Башкортостан может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, противоречит пункту 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 25 июля 2006 года № 128-ФЗ), устанавливающему ограничения для лица, претендующего на замещение государственной должности субъекта Российской Федерации высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); пункт 11 статьи 87 Конституции Республики Башкортостан о праве Президента Республики Башкортостан участвовать в работе Государственного Собрания Республики Башкортостан противоречит подпункту "д" пункта 7 статьи 18 того же Федерального закона, согласно которому высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации с правом совещательного голоса; пункт 10 статьи 96 Конституции Республики Башкортостан, закрепляющий полномочие Правительства Республики Башкортостан по управлению и распоряжению государственной собственностью Республики Башкортостан в соответствии с законами Республики Башкортостан, а также федеральной собственностью, переданной в управление Республики Башкортостан в соответствии с федеральными законами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противоречит подпункту "д" пункта 2 статьи 21 того же Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ). Статья 107 Конституции Республики Башкортостан, согласно которой судьями судов Республики Башкортостан могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, по мнению Прокурора Республики Башкортостан, противоречит статье 119 Конституции Российской Федерации, поскольку в содержание опротестованной конституционной нормы не включается положение указанной статьи Конституции Российской Федерации, что федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. В частности, в статье 107 Конституции Республики Башкортостан не отражены требования к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов и мировых судей, предъявляемые пунктом 1 и подпунктом 4 пункта 2 статьи 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ).
2. Часть третья статьи 106 Конституции Республики Башкортостан на основании части первой статьи 27 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" наделяет Конституционный Суд Республики Башкортостан специальным полномочием давать толкование Конституции Республики Башкортостан.
При этом толкование, как особый вид процедуры в конституционном судопроизводстве, предполагает уяснение и разъяснение действительного смысла и содержания неоднозначно понимаемых положений Конституции Республики Башкортостан в целях обеспечения их надлежащей реализации, устранения или восполнения пробелов в правовом регулировании вопросов, отнесенных к ведению Республики Башкортостан, а также разрешения в процессе правоприменения коллизий и противоречий в ее правовой системе. Акт толкования является аутентичной официальной интерпретацией конституционных предписаний и оказывает регулирующее воздействие на конкретизирующее их отраслевое законодательство.
Правовая позиция Конституционного Суда Республики Башкортостан, выраженная в его решении по делу о толковании конкретного положения Конституции Республики Башкортостан, по своему правовому последствию неотделима от разъясняемой нормы, действует и подлежит применению только в нормативном единстве с ней именно в пределах ее конституционно-правовой интерпретации, имеет высшую юридическую силу и общеобязательное значение.
3. В период предварительного изучения обращения принят Закон Республики Башкортостан от 13 июля 2009 года № 146-з "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан" (официально опубликован в газете "Республика Башкортостан" № 137 (26872), 17 июля 2009 года). В результате конституционные нормы, о толковании которых просит заявитель, приведены в полное соответствие с указанными в протесте положениями Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а статья 107 Конституции Республики Башкортостан дополнена предложением, по содержанию идентичным предложению второму статьи 119 Конституции Российской Федерации, за исключением слов "судов Российской Федерации".
По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 9 июля 2002 года № 12-П, из принципа прямого действия и верховенства федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов следует, что если в законодательстве субъекта Российской Федерации отсутствуют положения федерального закона, которые предусматривают ограничения и не требуют какой-либо конкретизации с учетом особенностей субъектов Российской Федерации, это само по себе не является препятствием для непосредственного применения его норм и не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку установления федерального законодателя, выполнение которых - безусловная обязанность соответствующих правоприменителей, не нуждаются в подтверждении в законодательстве субъектов Российской Федерации.
В части 4 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" закрепляются критерии допустимости запросов о толковании, предмет и пределы толкования конституционных норм. Согласно части 2 статьи 38 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" основанием к рассмотрению дела Конституционным Судом Республики Башкортостан является обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Республики Башкортостан или иных конституционно-правовых вопросов, отнесенных к компетенции Конституционного Суда Республики Башкортостан федеральным законом или законом Республики Башкортостан. Соответственно, отсутствие такой неопределенности влечет отказ в принятии обращения к рассмотрению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 и частью 2 статьи 3, частью 4 статьи 4, пунктом "б" части 1 статьи 46, статьей 77 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, поскольку обращение в соответствии с требованиями Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" не является допустимым.
2. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данной жалобе не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан".

Конституционный Суд
Республики Башкортостан



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru