Законодательство
Републики Башкортостан

Башкортостан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






О применении документа см. примечание в

Справке

14 марта 1996 годаN 26-з


РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

ЗАКОН

О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

(в ред. Законов РБ от 06.11.2001 № 251-з,
от 21.06.2002 № 339-з, от 23.07.2003 № 20-з,
от 21.06.2005 № 186-з, от 30.05.2007 № 427-з,
от 06.02.2008 № 524-з, от 25.05.2009 № 128-з,
от 28.09.2009 № 165-з)

Принят Законодательной Палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан 25 января 1996 года.
Одобрен Палатой Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан 21 февраля 1996 года.

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон) определяет организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
(в ред. Закона РБ от 25.05.2009 № 128-з)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац утратил силу. - Закон РБ от 21.06.2005 № 186-з.
(см. текст в предыдущей редакции)
Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, а также на предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовой формы (далее организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
(в ред. Законов РБ от 06.11.2001 № 251-з, от 21.06.2005 № 186-з)
(см. текст в предыдущей редакции)

Глава I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
(в ред. Закона РБ от 25.05.2009 № 128-з)
(см. текст в предыдущей редакции)
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
(в ред. Закона РБ от 25.05.2009 № 128-з)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
(в ред. Закона РБ от 25.05.2009 № 128-з)
(см. текст в предыдущей редакции)
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
(часть пятая введена Законом РБ от 30.05.2007 № 427-з)

Статья 2. Исключена. - Закон РБ от 06.11.2001 № 251-з.
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 2. Законодательство Республики Башкортостан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

(введена Законом РБ от 28.09.2009 № 165-з)

Законодательство Республики Башкортостан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан, принятых в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 3. Цели настоящего Закона

Целями настоящего Закона являются:
а) предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
б) утратил силу. - Закон РБ от 21.06.2005 № 186-з;
(см. текст в предыдущей редакции)
в) снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
г) ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.

Статья 4. Башкирская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(в ред. Закона РБ от 21.06.2005 № 186-з)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. Башкирская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет силы и средства органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
(в ред. Законов РБ от 06.11.2001 № 251-з, от 23.07.2003 № 20-з, от 21.06.2005 № 186-з)
(см. текст в предыдущей редакции)
Основными задачами Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
(в ред. Закона РБ от 21.06.2005 № 186-з)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) утратил силу. - Закон РБ от 21.06.2005 № 186-з;
(см. текст в предыдущей редакции)
в) осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
г) обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
д) сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
е) подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
е.1) организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;
(п. "е.1" введен Законом РБ от 30.05.2007 № 427-з)
е.2) прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
(п. "е.2" введен Законом РБ от 30.05.2007 № 427-з)
ж) утратил силу. - Закон РБ от 21.06.2005 № 186-з;
(см. текст в предыдущей редакции)
з) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
и) осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
к) ликвидация чрезвычайных ситуаций;
л) осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
м) реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
н) международное сотрудничество и сотрудничество с субъектами Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
(в ред. Закона РБ от 21.06.2005 № 186-з)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Утратила силу. - Закон РБ от 21.06.2005 № 186-з.
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций

Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Башкортостан руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации и по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
(в ред. Законов РБ от 21.06.2002 № 339-з, от 25.05.2009 № 128-з)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
(в ред. Законов РБ от 06.11.2001 № 251-з, от 21.06.2005 № 186-з)
(см. текст в предыдущей редакции)
Органы государственной власти Республики Башкортостан, органы местного самоуправления и администрации организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
(в ред. Законов РБ от 06.11.2001 № 251-з, от 30.05.2007 № 427-з)
(см. текст в предыдущей редакции)
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Закона РБ от 21.06.2005 № 186-з)
(см. текст в предыдущей редакции)
Порядок обеспечения населения, органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством.
(часть пятая в ред. Закона РБ от 06.11.2001 № 251-з)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
(в ред. Закона РБ от 21.06.2005 № 186-з)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Законов РБ от 06.11.2001 № 251-з, от 23.07.2003 № 20-з, от 21.06.2005 № 186-з)
(см. текст в предыдущей редакции)
Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
(часть пятая введена Законом РБ от 21.06.2005 № 186-з)

Глава II

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ
БАШКОРТОСТАН, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
(в ред. Закона РБ от 06.11.2001 № 251-з)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статьи 8 - 9. Утратили силу. - Закон РБ от 21.06.2005 № 186-з.
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 10. Полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

(в ред. Закона РБ от 21.06.2005 № 186-з)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. Органы государственной власти Республики Башкортостан:
а) принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты Республики Башкортостан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
в) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивают их проведение;
г) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
(в ред. Закона РБ от 30.05.2007 № 427-з)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
е) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
з) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера.
и) содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
(п. "и" введен Законом РБ от 30.05.2007 № 427-з)
2. Органы местного самоуправления самостоятельно:
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
(в ред. Закона РБ от 30.05.2007 № 427-з)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти Республики Башкортостан;
ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2.1. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
(часть 2.1 введена Законом РБ от 28.09.2009 № 165-з)
3. Органы местного самоуправления содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
(часть третья введена Законом РБ от 30.05.2007 № 427-з)

Статья 11. Утратила силу. - Закон РБ от 21.06.2005 № 186-з.
(см. текст в предыдущей редакции)

Глава III

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 12. Органы государственной власти Республики Башкортостан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

(в ред. Закона РБ от 06.11.2001 № 251-з)
(см. текст в предыдущей редакции)

Координирующим органом Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Республики Башкортостан.
(часть первая в ред. Закона РБ от 21.06.2005 № 186-з)
(см. текст в предыдущей редакции)
Решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется уполномоченным республиканским органом исполнительной власти.
(в ред. Закона РБ от 21.06.2005 № 186-з)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 13. Утратила силу. - Закон РБ от 21.06.2005 № 186-з.

]]>
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Организации обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в соответствии с законодательством;
(в ред. Законов РБ от 06.11.2001 № 251-з, от 21.06.2005 № 186-з)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
и) утратил силу. - Закон РБ от 21.06.2005 № 186-з.
(см. текст в предыдущей редакции)
к) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
(п. "к" введен Законом РБ от 30.05.2007 № 427-з)

Статья 15. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций

Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и своими уставами.
(в ред. Закона РБ от 21.06.2002 № 339-з)
(см. текст в предыдущей редакции)
Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, на которые возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, обеспечения их средствами индивидуальной защиты от поражения, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях.
(в ред. Закона РБ от 21.06.2005 № 186-з)
(см. текст в предыдущей редакции)
Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь подтвержденную в аттестационном порядке подготовку по соответствующей программе.

Статья 16. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории республики могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется законодательством Российской Федерации.
(в ред. Закона РБ от 21.06.2005 № 186-з)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 17. Применение сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций
(в ред. Закона РБ от 06.02.2008 № 524-з)
(см. текст в предыдущей редакции)

При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан.
(в ред. Закона РБ от 06.02.2008 № 524-з)
(см. текст в предыдущей редакции)

Глава IV

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
(в ред. Закона РБ от 21.06.2005 № 186-з)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших
(в ред. Закона РБ от 21.06.2005 № 186-з)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. Граждане Российской Федерации имеют право:
(в ред. Закона РБ от 21.06.2005 № 186-з)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
б) в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
в) быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории республики, и о мерах необходимой безопасности;
г) обращаться лично, а также направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
(пп. "г" в ред. Закона РБ от 06.11.2001 № 251-з)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
ж) на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
(в ред. Закона РБ от 21.06.2005 № 186-з)
(см. текст в предыдущей редакции)
з) на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
(в ред. Закона РБ от 21.06.2005 № 186-з)
(см. текст в предыдущей редакции)
и) на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
к) на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
2. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством.
(в ред. Законов РБ от 06.11.2001 № 251-з, от 21.06.2005 № 186-з)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
(в ред. Закона РБ от 21.06.2005 № 186-з)
(см. текст в предыдущей редакции)

Граждане Российской Федерации обязаны:
(в ред. Закона РБ от 21.06.2005 № 186-з)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) соблюдать законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
(в ред. Закона РБ от 06.11.2001 № 251-з)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации;
в) изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
г) выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
д) при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Глава V

ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 20. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций

(в ред. Закона РБ от 30.05.2007 № 427-з)
(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.
Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, по месту жительства, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
Методическое руководство при решении вопросов защиты населения от чрезвычайных ситуаций и контроль за подготовкой населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, своевременным оповещением и информированием населения о чрезвычайных ситуациях, размещением специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Руководители и другие работники органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.

Статья 21. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами исполнительной власти Республики Башкортостан, входящими в Башкирскую территориальную подсистему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, организациями.
(часть первая в ред. Закона РБ от 21.06.2005 № 186-з)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации, а также специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
(в ред. Закона РБ от 30.05.2007 № 427-з)
(см. текст в предыдущей редакции)

Глава VI

ПОРЯДОК ФИНАНСОВОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 22. Финансирование целевых программ

Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 22.1. Финансовое обеспечение деятельности органов управления, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

(введена Законом РБ от 21.06.2005 № 186-з)

Финансовое обеспечение деятельности республиканского органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с Федеральным законом, осуществляется соответственно за счет средств бюджета Республики Башкортостан и местного бюджета.
(в ред. Закона РБ от 25.05.2009 № 128-з)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 23. Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

(в ред. Закона РБ от 21.06.2005 № 186-з)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. Финансовое обеспечение установленных настоящим Законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:
регионального и межмуниципального характера - является расходным обязательством Республики Башкортостан;
в границах (на территории) муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования.
2. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 24. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

(в ред. Закона РБ от 21.06.2005 № 186-з)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются органами исполнительной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления.
2. Порядок создания и использования указанных в части 1 настоящей статьи резервов и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Республики Башкортостан и органами местного самоуправления.

Глава VII

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА, НАДЗОР И КОНТРОЛЬ
В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 25. Государственная экспертиза проектной документации особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности

(в ред. Закона РБ от 30.05.2007 № 427-з)
(см. текст в предыдущей редакции)

Проектная документация особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Статья 26. Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
(в ред. Закона РБ от 21.06.2005 № 186-з)
(см. текст в предыдущей редакции)
Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Башкортостан в соответствии с законодательством.
(в ред. Законов РБ от 06.11.2001 № 251-з, от 21.06.2005 № 186-з)
(см. текст в предыдущей редакции)
Часть третья утратила силу. - Закон РБ от 21.06.2005 № 186-з.
(см. текст в предыдущей редакции)

Глава VIII

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
(в ред. Закона РБ от 25.05.2009 № 128-з)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 27. Утратила силу. - Закон РБ от 25.05.2009 № 128-з.
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 28. Исключена. - Закон РБ от 06.11.2001 № 251-з.
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 29. Вступление настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Поручить Правительству Республики Башкортостан привести нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в срок до 1 апреля 1996 года.
(в ред. Закона РБ от 23.07.2003 № 20-з)
(см. текст в предыдущей редакции)

Президент
Республики Башкортостан
М.РАХИМОВ
Уфа, Дом Республики
14 марта 1996 года
№ 26-з



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru