СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧИШМИНСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
от 31 августа 2009 г. № 73
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧИШМИНСКИЙ
РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН" НА 2009 - 2013 ГОДЫ
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Законом
Республики Башкортостан "Об образовании", Постановлением
Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2008 года № 477 "О Республиканской программе развития образования на 2009 - 2013 годы" Совет муниципального района Чишминский район решил:
1. Утвердить районную целевую Программу
"Развитие системы образования муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан" на 2009 - 2013 годы.
2. Контроль за исполнением данного решения возложить на постоянную комиссию Совета по социально-гуманитарным вопросам, охране правопорядка (Яппаров К.С.).
Председатель
Совета
Х.Х.БИКМЕЕВ
Утверждена
решением Совета муниципального
района Чишминский район
Республики Башкортостан
от 31 августа 2009 г. № 73
РАЙОННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЧИШМИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"
НА 2009 - 2013 ГОДЫ
Паспорт Программы
+-------------------+-----------------------------------------------------+
¦Наименование ¦Районная целевая Программа "Развитие системы¦
¦Программы ¦образования муниципального района Чишминский район¦
¦ ¦Республики Башкортостан" на 2009 - 2013 годы (далее -¦
¦ ¦Программа) ¦
+-------------------+-----------------------------------------------------+
¦Основания для¦Закон Российской Федерации "Об образовании"; ¦
¦разработки ¦Закон
Республики Башкортостан "Об образовании"; ¦
¦ ¦Послание Президента Российской Федерации Федеральному¦
¦ ¦Собранию от 5 ноября 2008 года; ¦
¦ ¦комплексная Программа
по реализации в 2009 году¦
¦ ¦основных положений Послания Президента Республики¦
¦ ¦Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю¦
¦ ¦Республики Башкортостан "Наша цель - благосостояние¦
¦ ¦людей, приумножение созидательного потенциала¦
¦ ¦Башкортостана (О положении в республике и основных¦
¦ ¦направлениях ее развития в 2009 году)", утвержденная¦
¦ ¦Постановлением Правительства Республики Башкортостан¦
¦ ¦от 26 мая 2009 года № 191; ¦
¦ ¦Республиканская программа
развития образования на¦
¦ ¦2009 - 2013 годы, одобренная Постановлением¦
¦ ¦Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря¦
¦ ¦2008 года № 477 ¦
+-------------------+-----------------------------------------------------+
¦Заказчик Программы ¦Администрация муниципального района Чишминский район¦
¦ ¦Республики Башкортостан ¦
+-------------------+-----------------------------------------------------+
¦Основные ¦Отдел образования Администрации муниципального района¦
¦разработчики ¦Чишминский район Республики Башкортостан ¦
¦Программы ¦ ¦
+-------------------+-----------------------------------------------------+
¦Исполнитель ¦Отдел образования Администрации муниципального района¦
¦Программы ¦Чишминский район Республики Башкортостан ¦
+-------------------+-----------------------------------------------------+
¦Участники Программы¦Отдел образования Администрации муниципального района¦
¦ ¦Чишминский район Республики Башкортостан,¦
¦ ¦образовательные учреждения, общественные организации,¦
¦ ¦некоммерческие организации муниципального района¦
¦ ¦Чишминский район Республики Башкортостан ¦
+-------------------+-----------------------------------------------------+
¦Цели Программы ¦- Создание инновационных механизмов развития системы¦
¦ ¦образования как основы формирования человеческого¦
¦ ¦потенциала Республики Башкортостан; ¦
¦ ¦- повышение доступности качественного образования; ¦
¦ ¦- формирование конкурентоспособной, социально и¦
¦ ¦профессионально мобильной личности со значительным¦
¦ ¦интеллектуальным и нравственным потенциалом; ¦
¦ ¦- создание условий для становления системы¦
¦ ¦образования в муниципальном районе Чишминский район¦
¦ ¦Республики Башкортостан в качестве устойчивого¦
¦ ¦механизма социально-экономического и культурного¦
¦ ¦развития района, эффективного ресурса повышения¦
¦ ¦благосостояния граждан ¦
+-------------------+-----------------------------------------------------+
¦Задачи Программы ¦- Обеспечение динамичного развития системы¦
¦ ¦образования в соответствии с запросами личности и¦
¦ ¦общества; ¦
¦ ¦- обеспечение реализации в муниципальном районе¦
¦ ¦мероприятий приоритетного национального проекта¦
¦ ¦"Образование", национальной инициативы "Наша новая¦
¦ ¦школа", государственной программы "Образование и¦
¦ ¦развитие инновационной экономики: внедрение¦
¦ ¦современной модели образования в 2009 - 2012 гг.",¦
¦ ¦Президентской программы
"Дети Республики¦
¦ ¦Башкортостан", федеральных и республиканских целевых¦
¦ ¦программ по различным направлениям развития¦
¦ ¦образования; ¦
¦ ¦- обеспечение равных условий обучающимся для¦
¦ ¦получения качественного непрерывного образования; ¦
¦ ¦- внедрение в систему образования новых¦
¦ ¦государственных образовательных стандартов; ¦
¦ ¦- формирование здоровьесберегающей образовательной¦
¦ ¦среды, обеспечивающей сохранение здоровья¦
¦ ¦обучающихся; ¦
¦ ¦- развитие инновационной и опытно-экспериментальной¦
¦ ¦деятельности образовательных учреждений; ¦
¦ ¦- развитие районной системы оценки качества¦
¦ ¦образования; ¦
¦ ¦- создание эффективных механизмов финансирования и¦
¦ ¦ресурсного обеспечения системы образования; ¦
¦ ¦- внедрение механизмов оценки качества в систему¦
¦ ¦стимулирования оплаты труда педагогов; ¦
¦ ¦- внедрение индикативного управления районной¦
¦ ¦системой образования; ¦
¦ ¦- развитие механизма общественно-¦
¦ ¦государственного управления образованием как фактора¦
¦ ¦обеспечения качества образования, его открытости и¦
¦ ¦инвестиционной привлекательности ¦
+-------------------+-----------------------------------------------------+
¦Важнейшие целевые¦- Охват детей в возрасте от 1 года до 6,5 лет разными¦
¦индикаторы и¦формами дошкольного образования, детей старшего¦
¦показатели ¦дошкольного возраста - подготовкой по образовательным¦
¦Программы ¦программам; ¦
¦ ¦- удельный вес воспитателей дошкольных¦
¦ ¦образовательных учреждений с высшим образованием; ¦
¦ ¦- охват обучающихся всеобщим средним образованием; ¦
¦ ¦- количество стандартов нового поколения, реализуемых¦
¦ ¦в образовательных учреждениях; ¦
¦ ¦- число обучающихся образовательных учреждений,¦
¦ ¦осваивающих образовательные программы для одаренных и¦
¦ ¦талантливых детей и получающих консультации в очно-¦
¦ ¦заочной и дистанционной форме; ¦
¦ ¦- число образовательных учреждений, осуществляющих¦
¦ ¦инновационную и опытно-экспериментальную¦
¦ ¦деятельность; ¦
¦ ¦- численность учителей общеобразовательных¦
¦ ¦учреждений, обладающих информационно-коммуникационной¦
¦ ¦компетентностью по всем направлениям образовательного¦
¦ ¦процесса; ¦
¦ ¦- численность учителей, прошедших курсы повышения¦
¦ ¦квалификации и профессиональной переподготовки ¦
+-------------------+-----------------------------------------------------+
¦Сроки и этапы¦2009 - 2013 годы ¦
¦реализации ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+-------------------+-----------------------------------------------------+
¦Объемы и источники¦Сметы исполнителей на соответствующий финансовый год ¦
¦финансирования ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+-------------------+-----------------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦- Увеличение размеров среднемесячной номинальной¦
¦результаты ¦начисленной заработной платы работников муниципальных¦
¦реализации ¦детских дошкольных учреждений, учителей муниципальных¦
¦Программы ¦общеобразовательных учреждений, прочих работающих в¦
¦ ¦муниципальных общеобразовательных учреждениях¦
¦ ¦(административно-управленческого, учебно-¦
¦ ¦вспомогательного, младшего обслуживающего персонала,¦
¦ ¦а также педагогических работников, не осуществляющих¦
¦ ¦учебный процесс); ¦
¦ ¦- повышение степени удовлетворенности населения¦
¦ ¦качеством дошкольного, общего, дополнительного¦
¦ ¦образования детей; ¦
¦ ¦- усиление инновационной направленности развития¦
¦ ¦дошкольного образования на основе гибкости и¦
¦ ¦многообразия форм предоставления услуг, поддержки и¦
¦ ¦более полного использования образовательного¦
¦ ¦потенциала семей; ¦
¦ ¦- увеличение к 2013 году до 65% показателя охвата¦
¦ ¦детей в возрасте от 1 года до 6,5 лет разными формами¦
¦ ¦дошкольного образования; ¦
¦ ¦- увеличение удельного веса воспитателей дошкольных¦
¦ ¦образовательных учреждений с высшим образованием с¦
¦ ¦30,3 до 50%; ¦
¦ ¦- увеличение доли детских дошкольных муниципальных¦
¦ ¦учреждений в общем числе организаций, в том числе¦
¦ ¦субъектов малого предпринимательства, оказывающих¦
¦ ¦услуги по содержанию детей в таком учреждении, услуги¦
¦ ¦по дошкольному образованию и получающих средства¦
¦ ¦бюджета муниципального района на оказание таких¦
¦ ¦услуг; ¦
¦ ¦- увеличение до 40% доли обучающихся образовательных¦
¦ ¦учреждений, участвующих в конкурсном и олимпиадном¦
¦ ¦движении; ¦
¦ ¦- вовлечение до 25% образовательных учреждений в¦
¦ ¦инновационную и опытно-экспериментальную¦
¦ ¦деятельность; ¦
¦ ¦- внедрение эффективных механизмов оценки качества и¦
¦ ¦востребованности образовательных услуг; ¦
¦ ¦- обеспечение образовательных учреждений¦
¦ ¦компьютерным, сетевым, мультимедийным оборудованием,¦
¦ ¦программным обеспечением; ¦
¦ ¦- обеспечение наличия в 70% общеобразовательных¦
¦ ¦учреждений учителей, обладающих информационно-¦
¦ ¦коммуникационной компетентностью по всем направлениям¦
¦ ¦образовательного процесса; ¦
¦ ¦- повышение удельного веса лиц, сдавших единый¦
¦ ¦государственный экзамен, в числе выпускников¦
¦ ¦общеобразовательных муниципальных учреждений,¦
¦ ¦участвовавших в едином государственном экзамене; ¦
¦ ¦- совершенствование деятельности 100% муниципальных¦
¦ ¦общеобразовательных учреждений, переведенных на¦
¦ ¦нормативное подушевое финансирование, новую систему¦
¦ ¦оплаты труда, ориентированную на результат; ¦
¦ ¦- сокращение доли муниципальных общеобразовательных¦
¦ ¦учреждений с числом учащихся на 3-й ступени обучения¦
¦ ¦(10 - 11 классы) менее 150 человек в городской¦
¦ ¦местности и менее 84 человек в сельской местности в¦
¦ ¦общем числе муниципальных общеобразовательных¦
¦ ¦учреждений; ¦
¦ ¦- увеличение численности учащихся, приходящихся на¦
¦ ¦одного работающего в муниципальных¦
¦ ¦общеобразовательных учреждениях, в том числе на¦
¦ ¦одного учителя, на одного прочего работающего в¦
¦ ¦муниципальных общеобразовательных учреждениях¦
¦ ¦(административно-управленческого, учебно-¦
¦ ¦вспомогательного, младшего обслуживающего персонала,¦
¦ ¦а также педагогических работников, не осуществляющих¦
¦ ¦учебный процесс); ¦
¦ ¦- увеличение средней наполняемости в муниципальных¦
¦ ¦общеобразовательных учреждениях; ¦
¦ ¦- увеличение охвата обучающихся всеобщим средним¦
¦ ¦образованием, изучением государственного башкирского¦
¦ ¦языка, родных языков; ¦
¦ ¦- переход всех муниципальных бюджетных¦
¦ ¦образовательных учреждений на образовательные¦
¦ ¦стандарты нового поколения; ¦
¦ ¦- увеличение доли средних общеобразовательных¦
¦ ¦учреждений, реализующих программы профильного¦
¦ ¦образования; ¦
¦ ¦- увеличение доли детей в возрасте 5 - 18 лет,¦
¦ ¦получающих услуги по дополнительному образованию в¦
¦ ¦организациях различной организационно-правовой формы¦
¦ ¦и формы собственности; ¦
¦ ¦- повышение охвата детей и подростков различными¦
¦ ¦формами летнего отдыха и оздоровления; ¦
¦ ¦- сокращение количества обучающихся, привлеченных к¦
¦ ¦уголовной ответственности за совершенные¦
¦ ¦противоправные действия; ¦
¦ ¦- увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без¦
¦ ¦попечения родителей, охваченных семейными формами¦
¦ ¦жизнеустройства ¦
+-------------------+-----------------------------------------------------+
¦Система контроля за¦Информация о ходе выполнения Программы¦
¦выполнением ¦предоставляется исполнителями в установленном¦
¦Программы ¦порядке. Текущее управление и координация исполнения¦
¦ ¦Программы осуществляется отделом образования¦
¦ ¦муниципального района Чишминский район Республики¦
¦ ¦Башкортостан (основным разработчиком Программы) и¦
¦ ¦Администрацией муниципального района Чишминский район¦
¦ ¦Республики Башкортостан ¦
]]>¦ ¦ ¦ ¦ ¦технологий; ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦подготовка специалистов¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦для поддержки и¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦республиканской ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦информационной ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦образовательной ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦системы: системных и¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦прикладных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦программистов, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦специалистов в области¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦компьютерных сетей,¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦информационных систем и¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦систем баз данных ¦ ¦
+--------+-------------------+------------------+--------+-----------------------+--------------------+
¦ 7.5. Внедрение новых финансово-экономических механизмов ¦
+-----------------------------------------------------------------------------------------------------+
¦ 7.5.1. Внедрение нормативного финансирования в системе образования ¦
+--------+-------------------+------------------+--------+-----------------------+--------------------+
¦7.5.1.1 ¦Обеспечение ¦Администрация МР¦2009 -¦обеспечение переходного¦переход на¦
¦ ¦снижения возможных¦Чишминский район¦2010 ¦(адаптационного) ¦нормативное ¦
¦ ¦социальных рисков,¦РБ ¦ ¦периода (сроком три¦финансирование -¦
¦ ¦резких и массовых¦ ¦ ¦года) на нормативное¦100% муниципальных¦
¦ ¦отрицательных ¦ ¦ ¦финансирование в целях¦образовательных ¦
¦ ¦последствий ¦ ¦ ¦выравнивания объемов¦учреждений ¦
¦ ¦введения ¦ ¦ ¦субвенций с тем, чтобы¦ ¦
¦ ¦нормативного ¦ ¦ ¦их отклонение от¦ ¦
¦ ¦финансирования ¦ ¦ ¦утвержденных объемов¦ ¦
¦ ¦общеобразовательных¦ ¦ ¦составляло не более¦ ¦
¦ ¦учреждений ¦ ¦ ¦10%; ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦выравнивание условий¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечения доступности¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦качественного ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования для¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦обучающихся, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦проживающих на¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦территории различных¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦муниципальных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦образований; ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечение ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦функционирования ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦образовательных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждений с учетом¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦перераспределения ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦внутренних резервов:¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦оптимизации штатных¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦расписаний в строгом¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦соответствии с¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦реальными потребностями¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦школ в тех или иных¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦должностях; ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦достижение оптимальной¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦наполняемости классов-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦комплектов и т.д. ¦ ¦
+--------+-------------------+------------------+--------+-----------------------+--------------------+
¦ 7.5.2. Переход на новую систему оплаты труда по отрасли "Образование" ¦
+--------+-------------------+------------------+--------+-----------------------+--------------------+
¦7.5.2.1 ¦Введение новой¦Администрация МР¦2009 -¦дифференциация и¦введение новой¦
¦ ¦системы оплаты¦Чишминский район¦2010 ¦повышение оплаты труда¦системы оплаты труда¦
¦ ¦труда работников в¦РБ ¦ ¦работников образования;¦работников в системе¦
¦ ¦образовательных ¦ ¦ ¦стимулирование и¦образования - 100% ¦
¦ ¦учреждениях ¦ ¦ ¦повышение качества¦ ¦
¦ ¦республики ¦ ¦ ¦предоставления ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦образовательных услуг; ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечение ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦гарантированного уровня¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦оптимизации кадрового¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦состава работающих в¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦общеобразовательных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждениях; ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦материальное ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦стимулирование качества¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦и эффективности¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦образовательной ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦деятельности, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦осуществляемой ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦работниками ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦образовательных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждений ¦ ¦
+--------+-------------------+------------------+--------+-----------------------+--------------------+
¦7.5.2.2 ¦Внедрение ¦Отдел образования¦2009 -¦вариативные ¦развитие ¦
¦ ¦механизмов, ¦Администрации МР¦2010 ¦экономические модели¦инновационных ¦
¦ ¦способствующих ¦Чишминский район¦ ¦функционирования ¦моделей управления и¦
¦ ¦развитию ¦РБ; ¦ ¦образовательных ¦финансово- ¦
¦ ¦экономической ¦Руководители ¦ ¦учреждений по уровням¦экономических ¦
¦ ¦самостоятельности ¦образовательных ¦ ¦образования; ¦механизмов развития¦
¦ ¦образовательных ¦учреждений ¦ ¦подготовка ¦образовательных ¦
¦ ¦учреждений ¦ ¦ ¦преподавателей для¦учреждений ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦системы повышения¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦квалификации ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦руководителей ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦образовательных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждений по¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦программам внедрения¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦инновационных моделей¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦управления и финансово-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономических ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦механизмов ¦ ¦
+--------+-------------------+------------------+--------+-----------------------+--------------------+