--------------------------------------------------------
5. Собст- 1,91 3,11 3,11 0,14 0,14 11,80
венные
средства
предпри-
ятий
ИТОГО 274,63 876,29 920,04 314,81 316,89 2686,92
---------------------------------------------------------------------------------
<*> Объемы финансирования корректируются по результатам
проведенных конкурсов и уточняются ежегодно при
формировании бюджета городского округа город Уфа
Республики Башкортостан на очередной финансовый год
---------------------------------------------------------------------------------
10. Ожидаемые конечные Реализация Программы позволит:
результаты от - обеспечить оснащенность коммерческим учетом тепла
реализации программы жилищного фонда до 100%;
- обеспечить 100% учет энергоресурсов и воды в
социальной сфере города;
- снизить удельные показатели расхода энергоносителей по
отношению к уровню 2008 года на 15 - 20%;
- сократить потребление холодной и горячей воды на 25 -
30% за счет уменьшения непроизводительных потерь,
упорядочения системы взаимных расчетов между населением
и поставщиками услуг, повышения качества предоставляемых
услуг;
- довести удельное водопотребление населением с 305 до
225 л/сутки на чел.;
- обеспечить необходимые условия для поэтапного снижения
удельного потребления тепловой энергии в жилищном
секторе с 0,15 Гкал/м2 год до 0,125 Гкал/м2 в год
---------------------------------------------------------------------------------
11. Система контроля за Текущее управление реализацией Программы осуществляется
реализацией программы Управлением коммунального хозяйства и благоустройства
Администрации городского округа город Уфа Республики
Башкортостан.
Контроль за реализацией ГЦП осуществляет постоянная
комиссия Совета городского округа город Уфа Республики
Башкортостан по городскому хозяйству, застройке,
земельным и имущественным отношениям.
Заказчик программы один раз в полугодие до 15 числа
месяца, следующего за отчетным, представляет отчет о
ходе реализации Программы в постоянную комиссию Совета
городского округа город Уфа Республики Башкортостан по
городскому хозяйству, застройке, земельным и
имущественным отношениям и Управление экономики
Администрации городского округа город Уфа Республики
Башкортостан
---------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------
Показатель Ед. Объем экономии по годам Всего
изм. 2009 2010 2011 2012 2013
---------------------------------------------------------------------------------
Суммарная экономия млн.
электрической кВт. ч ----------------------------------------------------
энергии 0,02 30,50 37,93 42,87 47,54 158,86
---------------------------------------------------------------------------------
Суммарная экономия тыс. 1,77 297,90 567,04 674,30 781,57 2322,59
тепловой энергии Гкал
---------------------------------------------------------------------------------
Сокращение МВт 176 2,84 3,89 4,94 5,99 13,12
потребляемой
мощности
---------------------------------------------------------------------------------
Суммарная экономия 3 68,25 3724,26 4072,02 4282,02 4432,02 16578,57
воды млн. м
---------------------------------------------------------------------------------
Суммарное т 193,17 279,02 364,87 450,73 1287,8
сокращение вредных
выбросов в
атмосферу
---------------------------------------------------------------------------------
Основные понятия и термины
В настоящей Программе применены следующие термины и определения:
- непроизводительный расход энергетических ресурсов - расход энергетических ресурсов, обусловленный несоблюдением требований, установленных национальными стандартами, а также нарушением требований, установленных иными нормативными актами, техническими регламентами и паспортными данными для действующей энергопотребляющей продукции;
- показатель энергоэффективности - абсолютная или удельная величина потребления или потери энергетических ресурсов для продукции любого назначения, установленная национальными стандартами, стандартами организаций, системами добровольной сертификации;
- пропаганда - деятельность, направленная на распространение знаний и другой информации с целью формирования определенных взглядов, представлений, эмоциональных состояний, оказания влияния на социальное поведение людей;
- энергетическое обследование - обследование потребителей и производителей энергетических ресурсов с целью установления показателей эффективности их производства, распределения, использования, а также потенциала энергосбережения и выработки экономически обоснованных мер по их повышению;
- лимитирование (нормирование) энергопотребления - система мер регулирования условий поставки энергетических ресурсов и договоров энергоснабжения, направленная на уменьшение непроизводительного расхода энергетических ресурсов;
- топливно-энергетический баланс - система показателей, отражающая количественное соотношение производства (поставки) и потребления энергетических ресурсов в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации;
- энергосберегающее оборудование - техническое устройство, обеспечивающее эффективное потребление топливно-энергетических ресурсов энергопотребляющей продукцией или составная часть энергопотребляющей продукции, обеспечивающая применение энергосберегающих технологий при потреблении топливно-энергетических ресурсов;
- энергопотребляющая продукция - продукция, которая потребляет топливно-энергетические ресурсы при ее использовании по прямому функциональному назначению;
- энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии;
- энергосберегающая политика государства - правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения;
- энергетический ресурс - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть полезно использован в перспективе;
- эффективное использование энергетических ресурсов - достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей природной среды;
- энергетический паспорт - документ, отражающий баланс потребления энергетических ресурсов, показатели эффективности их использования в процессе хозяйственной деятельности организации, потенциал энергосбережения, а также сведения об энергосберегающих мероприятиях;
- энергосервисная компания - юридическое лицо, оказывающее услуги и (или) выполняющее работы на основании договоров гражданско-правового характера по реализации энергосберегающих проектов;
- энергосберегающий проект - комплекс работ и (или) услуг, реализация которого позволит получить юридическому и физическому лицу экономию денежных средств за счет эффективного использования энергетических ресурсов;
- энергоснабжающая организация - коммерческая организация, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии;
- энергопотребление - потребление энергетических ресурсов, за исключением возобновляемых источников энергии, гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм для собственных нужд, в том числе связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В Программе используются термины и определения, принятые в ГОСТ Р 51387-99, ГОСТ Р 51541-99, ГОСТ Р 51380-99, ГОСТ Р 51379-99.
АСКУЭ - автоматизированная система контроля и учета электроэнергии;
ТЭБ - топливно-энергетический баланс;
ВЭР - вторичные энергетические ресурсы;
ВЭС - ветровая электростанция;
ГВС - горячее водоснабжение;
ИТП - индивидуальный тепловой пункт;
ЖКХ - жилищно-коммунальное хозяйство;
КРМ - компенсаторы реактивной мощности;
МУП - муниципальное унитарное предприятие;
МУСиБ - муниципальное учреждение по содержанию и благоустройству;
НВИЭ - нетрадиционные и возобновляемые энергоресурсы;
НИОКР - научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы;
ПРА - пуско-регулирующие устройства;
РБ - Республика Башкортостан;
СМИ - средства массовой информации;
т у.т. - тонна условного топлива;
ТП - тепловой пункт;
ТЭК - топливо энергетический комплекс;
ТЭР - топливно-энергетические ресурсы;
ТЭС - теплоэлектростанция;
ТЭЦ - теплоэлектроцентраль;
ФКУ - фильтро-компенсирующие устройства;
УУТЭ - узел учета тепловой энергии;
ЦТП - центральный тепловой пункт;
ЧРП - частотно-регулируемый привод.
1. Введение
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26.12.2008 № 464 принята Комплексная программа
Республики Башкортостан "Энергосбережение 2007 - 2012 гг.".
Городская целевая программа "Энергосбережение в городе Уфе на 2009 - 2013 годы и на перспективу до 2020 года" (далее - Программа) разработана на основании распоряжения
Правительства Республики Башкортостан от 18.04.2008 № 411-р, в соответствии с которым органам местного самоуправления Республики Башкортостан рекомендовано утвердить программы мероприятий по энергосбережению, обеспечить планомерное снижение потребления энергетических ресурсов, усилить контроль в сфере тарифного регулирования услуг муниципальных предприятий жилищно-коммунальной отрасли.
Для выполнения поставленных задач в структуру Программы помимо энергосбережения при потреблении энергоресурсов входят разделы "Организация системы учета потребления энергоресурсов", "Блок управления и мониторинга", "Пропаганда энергосбережения", "Нормативно-правовая основа программы", "Система организации и контроля" (рис. 1).
Программа направлена на выполнение Федерального закона Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ "Об энергосбережении", Указа Президента Российской Федерации от 04.06.2008 № 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", отвечает требованиям Положения о порядке разработки, реализации и финансирования городских программ, утвержденного Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 01.04.2004 № 1422.
+------------------------------------------------------------------------------+
¦ Структура городской целевой программы ¦
¦"Энергосбережение в городе Уфе на 2009 - 2013 гг. и на перспективу до 2020 г."¦
+------------------------------------------+-----------------------------------+
+-----------------+----------------+----+---------+-----------+-------------+
+------+-------+ +-------+-------+ +------+------+ +-----+----++-----+-----++------+-----+
¦ Организация ¦ ¦Энерго- ¦ ¦ Сокращение ¦ ¦ПропагандদРазработка ¦¦ Блок ¦
¦системы учета ¦ ¦сбережение ¦ ¦потребляемой ¦ ¦энерго- ¦¦нормативно-¦¦управления и¦
¦ потребления ¦ ¦при потреблении¦ ¦электрической¦ ¦сбережения¦¦ правовой ¦¦мониторинга ¦
¦энергоресурсов¦ ¦энергоресурсов ¦ ¦ мощности ¦ ¦ ¦¦ базы ¦¦ ¦
+--------------+ +-------+-------+ +-------------+ +----------++-----------++------+-----+
+----------------+-+-----------------+----------------+ ¦
+-------+--------++--------+-------++--------+-------++-------+-------+ +---------+--------+
¦Энергосбережени妦Энергосбережени妦Энергосбережени妦Энергетическая ¦ ¦ Анализ удельных ¦
¦ в жилых домах ¦¦ на ¦¦на предприятиях ¦¦паспортизация и¦ ¦ показателей ¦
¦ ¦¦ муниципальных ¦¦социальной сферы¦¦энергетическое ¦ ¦энергопотребления ¦
¦ ¦¦ предприятиях ¦¦ городского ¦¦ обследование ¦ ¦ ¦
¦ ¦¦ ¦¦ подчинения ¦¦ ¦ ¦ ¦
+----------------++----------------++----------------++---------------+ +------------------+
2. Характеристика проблемы
Уфа - это крупный промышленный и культурный центр России, в котором в последние годы наблюдается устойчивый рост потребления энергоресурсов. Город ощущает нехватку в свободных электрических и тепловых мощностях, а также в возможности распределения энергии по городу. Дефицит свободных электрических и тепловых мощностей (составляющий порядка 200 - 300 мВт) сегодня существенно влияет на темпы жилищного строительства и развитие социальной инфраструктуры в городе Уфе.
Для покрытия дефицита электрической и тепловой энергии в Уфе начато строительство ПГУ ТЭЦ-5 "Затон", мощностью первой очереди 200 МВт, ГТЭС-25 на Уфимской ТЭЦ-1. Начато строительство системообразующей подстанции 220/110/10 кВ "Затон", подстанции 110/10/10 кВ "Вишерская". Запущена в работу подстанция закрытого типа 110/6/6 кВ "Ибрагимовская", что позволило снять дефицит мощности в историческом и деловом центре Уфы. Подстанция 110/6 кВ "Северная" позволила развернуть жилищное строительство в Орджоникидзевском и Калининском районах, подстанция 110/6/6 кВ "Солнечная" положила начало широкомасштабному жилищному строительству в одноименном микрорайоне. Идет реконструкция подстанций 110/6 кВ "Цветы Башкирии" и 110/6 кВ "Сипайлово".
Для покрытия растущих тепловых нагрузок помимо ПГУ на ТЭЦ-5 и ГТЭС на ТЭЦ-1 проведено расширение котельного цеха № 3 ООО "БашРТС", планируется строительство новых котельных для работ в пиковом режиме и реконструкция теплотрасс для увеличения их пропускной способности. Однако строительство новых энергообъектов - процесс достаточно длительный, их ввод в эксплуатацию планируется в 2010 - 2012 годах. Следовательно, требуется создание новых экономических и организационных условий для эффективного использования имеющихся энергоресурсов города.
Вместе с тем город Уфа имеет значительные резервы экономии энергоресурсов практически во всех сферах жизнедеятельности города, в частности, затраты электроэнергии на обслуживание полезного спроса (собственные и хозяйственные нужды электростанций и подстанций, потери электроэнергии в сетях) высоки и составляют около 20% от общей величины электропотребления. Потери тепловой энергии в тепловых сетях достигают величины 14,5%. Практически такой же потенциал энергосбережения есть и в промышленности, топливно-энергетическом комплексе города и республики в целом <1>
.
Есть серьезные резервы и в конечном потреблении: по тепловой энергии потенциал составляет 20 - 25%, по электроэнергии 15 - 20%, по воде 17 - 22%. Это касается основных затрат энергоресурсов на отопление жилых зданий, горячее водоснабжение населения, отопительно-вентиляционные нужды бюджетных объектов, лифтовое хозяйство, освещение. Основная сфера потребления (жилищный фонд, социальная сфера и муниципальные предприятия города) расходуют 25% электроэнергии, 48% тепловой энергии и 80% воды.
Перспективное строительство жилья (в сумме до 31 млн. м2 к 2025 году) и объектов социально-культурной сферы потребует существенных дополнительных мощностей (до 450 - 550 МВт и 1200 - 1350 Гкал/час) для надежного обеспечения новых потребителей. Развитие энергосбережения в городе позволит не только в сжатые сроки и с наименьшими затратами высвободить энергетические мощности для обеспечения темпов роста экономики города, но и снизить у населения возрастающие расходы на коммунальные платежи, таким образом энергосбережение имеет еще и социальную направленность.
--------------------------------
<1> Оценки потенциала энергосбережения в промышленности и ТЭК РБ взяты из действующей комплексной программы Республики Башкортостан "Энергосбережение 2007 - 2012 гг.".
3. Цели, задачи Программы
Целями городской целевой программы "Энергосбережение в городе Уфе на 2009 - 2013 годы и на перспективу до 2020 года" является повышение эффективности использования энергоресурсов в городском хозяйстве, создание предпосылок для превращения энергосбережения в привлекательную сферу бизнеса, активное вовлечение потребителей в энерго- и ресурсосбережение, создание условий для создания рынка перераспределения высвобождаемой электрической мощности.
Значительное количество энергоресурсов и воды потребляет население и социальная сфера города. Эти группы совместно с муниципальными предприятиями потребляют 25% электроэнергии, 48% тепловой энергии и 80% воды.
Задачи городской целевой программы "Энергосбережение в городе Уфе на 2009 - 2013 годы и на перспективу до 2020 года":
- сокращение потребления энергоресурсов на 40 - 45% от общего потенциала экономии ТЭР в каждой группе потребителей;
- снижение удельных показателей потребления электрической энергии, тепловой энергии и воды;
- сокращение потерь энергоресурсов у потребителей;
- сокращение расхода бюджетных средств на энергоресурсы;
- снижение потребляемой мощности;
- сокращение выбросов продуктов сгорания, в т.ч. выбросов вредных веществ, за счет сокращения объемов потребления энергоресурсов;
- активная пропаганда энерго- и ресурсосбережения среди населения и других групп потребителей.
4. Основные пути решения проблемы
Проведенный поэтапный сбор и обработка исходных данных по энергопотреблению жилого фонда, бюджетных объектов позволил получить обобщенную картину потребления энергоресурсов, оценить эффективность использования воды, электрической и тепловой энергии основными потребителями ТЭР. Анализ исходных данных позволил уточнить потенциал энергосбережения в жилом фонде, объектах социальной сферы, муниципальных предприятиях.
По тепловой энергии потенциал составляет 20 - 25%, по электроэнергии 15 - 20%, по воде 17 - 22%. Это касается основных затрат ТЭР - отопления жилых зданий, горячего водоснабжения населения, отопительно-вентиляционных нужд бюджетных объектов, лифтового хозяйства, осветительных приборов. Практически такой же потенциал энергосбережения есть и в промышленности, топливно-энергетическом комплексе города и республики в целом <2>
.
В процессе разработки Программы был проведен анализ данных по потреблению энергоресурсов (по каждому виду энергоресурсов в отдельности) по городу Уфе у следующих групп потребителей:
- промышленность;
- городской транспорт;
- жилищный фонд;
- объекты торговли;
- социальная сфера;
- строительный комплекс;
- потребители федерального уровня;
- потребители республиканского уровня.
--------------------------------
<2> Оценки потенциала энергосбережения в промышленности и ТЭК РБ взяты из действующей комплексной программы Республики Башкортостан "Энергосбережение 2007 - 2012 гг.".
В общей структуре потребления топливно-энергетических ресурсов были выделены электроэнергия, тепловая энергия, газ, моторное топливо и водопотребление. В работе использованы данные ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана", "Баштеплосбыт", филиала "УФАГАЗ" ОАО "ГАЗ-СЕРВИС" РБ, ОАО МУП "Уфаводоканал", муниципальных предприятий города Уфы, участвующих в городской программе энергосбережения.
На основании анализа предоставленных данных сформирована структура общегородского потребления энергоресурсов, определена динамика потребления энергоресурсов городским округом город Уфа Республики Башкортостан за 2005 - 2007 годы. Рассчитаны сводные данные по потреблению энергоресурсов и водопотреблению города.
В рамках Программы принято решение сосредоточить усилия на наиболее значимых для города объектах: жилищный фонд, социальная сфера, муниципальные предприятия. Комплекс мероприятий, включенных в Программу, позволит реализовать у вышеуказанных потребителей в течение 2009 - 2013 годов до 45 - 50% располагаемого потенциала. При сохранении таких темпов внедрения энергосберегающих мероприятий к 2020 году потенциал энергосбережения будет реализован в размере 90 - 100%.
Закладывать более высокие показатели экономии энергоресурсов в период реализации Программы экономически необоснованно и технически нецелесообразно, так как через 5 лет появятся более эффективные и экономичные технические решения и мероприятия.
Для поэтапной реализации всего располагаемого потенциала энергосбережения в Программе предусматриваются, помимо технических решений, организационно-экономические, правовые, административные рычаги и механизмы стимулирования энергосберегающей политики, активная пропаганда энерго- и ресурсосбережения. Реализация комплексных работ по экономии топливно-энергетических ресурсов качественно повысит энергетическую эффективность экономики города.
По результатам обработки опросных листов, полученных при анкетировании 5% потребителей в жилищном секторе и социальной сферы, были получены следующие показатели:
- перечень наиболее применимых энергосберегающих мероприятий в соответствующих группах потребителей;
- возможный объем экономии энергоресурсов за счет внедрения технических мероприятий.
Муниципальные предприятия методом анкетирования обследовались в полном объеме. Эффективность методов пропаганды, организации учета энергоресурсов и использования организационных мер оценивалась исходя из международного и отечественного опыта их применения.
С учетом всех факторов определялись общие показатели Программы в части объема экономии энергоресурсов. Сводные показатели Программы приведены в таблице 4.1
.
В таблице 4.2
приведено распределение получаемых результатов между различными направлениями работ. Распределение дано в целом для всех видов энергоресурсов и корректно только для 2010 года. Более точные показатели распределения по годам и отдельным видам энергоресурсов можно получить в сравнении сводных показателей по каждому разделу.
Наряду с перечисленными программными мероприятиями существенную роль в повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов играют такие работы, как разработка и анализ топливно-энергетического баланса города и оптимизация системы распределения энергии. Для этих целей необходима разработка и постоянный мониторинг ТЭБа и разработка схем тепло-, электро-, газоснабжения города. Эти направления деятельности целесообразнее рассматривать как отдельные, самостоятельные работы.
Таблица 4.1. Сводные показатели экономии по городу в целом
-----------------------------------------------------------------------------
№ Показатель Ед. Объем экономии по годам Всего
пп. изм. -------------------------------------------
2009 2010 2011 2012 2013
-----------------------------------------------------------------------------
1. Суммарная млн. 0,02 30,50 37,93 42,87 47,54 158,86
экономия кВт/ч
электрической
энергии
-----------------------------------------------------------------------------
2. Суммарная тыс. 1,77 297,90 567,04 674,30 781,57 2322,59
экономия Гкал
тепловой
энергии
-----------------------------------------------------------------------------
3. Суммарная 3 68,25 3724,26 4072,02 4282,02 4432,02 16578,57
экономия воды тыс. м
-----------------------------------------------------------------------------
4. Сокращение МВт 1,76 2,84 3,89 4,94 5,99 13,12
потребляемой
мощности
-----------------------------------------------------------------------------
5. Суммарное тыс. т 193,17 279,02 364,87 450,73 1287,8
сокращение
выбросов
-----------------------------------------------------------------------------
6. Сокращение млн. т 133,965 193,505 253,045 312,585 893,1
выбросов
парниковых
газов
-----------------------------------------------------------------------------
Таблица 4.2. Способ реализации потенциала энергосбережения
---------------------------------------------------------------------------
№ Потребители Технических Реализация потенциала энергосбережения
пп мероприятий (% от общего энергопотребления),
за счет:
------------------------------------------
Организационных Пропаганды
мероприятий (учет энергосбережения
энергоресурсов)
---------------------------------------------------------------------------
1 Жилищный фонд 3 1,5 3
---------------------------------------------------------------------------
2 Социальная сфера 3,5 - -
---------------------------------------------------------------------------
3 Муниципальные 2,5 - -
предприятия
---------------------------------------------------------------------------
5. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в один этап в течение 2009 - 2013 годов. Все технико-экономические показатели определены именно на этот период. До 2020 года сформированы показатели при условии, если с 2014 года по 2020 год будут сохранены темпы и эффективность внедряемых программных мероприятий.
6. Организация системы учета потребления энергоресурсов
Организация учета энергоресурсов на всех этапах (производство, распределение, потребление) является отправным пунктом для всех энергосберегающих мероприятий. Реализация программы установки узлов учета позволит не только сэкономить часть финансовых средств, но и выявить участки с повышенными потерями, контролировать результаты внедрения энергосберегающих мероприятий, создать условия для внедрения механизмов материального стимулирования за энергосбережение всех участников процесса производства и потребления энергии.
В настоящее время среднее удельное водопотребление на одного жителя города Уфы составляет 305 л/сут., в том числе по горячей воде - ориентировочно 160 л/сут., по холодной воде - 145 л/сут. Из-за неполного приборного учета расчеты за потребленную воду осуществляются, как правило, по утвержденным нормам, а не за фактическое водопотребление. Установка приборов учета в жилых домах и квартирах (как показывает опыт) позволит снизить до 2012 года удельное водопотребление на 10 - 15% без снижения уровня комфортности, кроме того, выявит уровень утечек в сетях и заставит предприятия, эксплуатирующие сети, заниматься устранением утечек.
В среднем по Республике Башкортостан оснащенность приборами учета горячей и холодной воды составляет в квартирах 17 - 19%, в зданиях - 43 - 51%. Здания оборудованы системами учета тепловой энергии всего на 6 - 8%. Перерасход средств на отопление из-за отсутствия учета и оплаты по нормативу составляет не менее 22 - 26%.
Принятое 30.01.2009 Постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 380 "Об утверждении адресной муниципальной программы по поэтапному переходу на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) в соответствии с показаниями коллективных (домовых) приборов учета потребления ресурсов" определяет адресный перечень зданий на 2009 - 2011 годы. Сводные показатели программы приведены в табл. 6
.
Табл. 6. Показатели программы создания системы
учета энергопотребления
]]>