Законодательство
Републики Башкортостан

Башкортостан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 апреля 2012 г. по делу № А07-22516/2011

Резолютивная часть решения объявлена 4 апреля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 9 апреля 2012 года.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Кутлина Р.К., судей: Валеева К.В., Сафиуллиной Р.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бакировой А.Т., рассмотрел дело по заявлению
ОАО "Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций" (450006, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Пархоменко, 156; ИНН 0252000048, ОГРН 1020203233951)
к Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450098, Республика Башкортостан, г.Уфа, Пр.Октября, 120; ИНН 0276097208, ОГРН 1050204343551),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация городского округа г. Уфа Республика Башкортостан (450098, Республика Башкортостан, г.Уфа, Пр.Октября, 120; ИНН 0276097173, ОГРН 1050204343474)
Главное управление архитектуры и градостроительства администрации ГО г.Уфа Республика Башкортостан (450055, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Российская, 50, ИНН 0277073256, ОГРН 1050204522390); Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450054, Республика Башкортостан, г. Уфа, пр.Октября, 56/3; ИНН 0276130085, ОГРН 1100280045546)
о признании нормативного акта в части недействующим,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Гарипова И.В., представитель по доверенности № 1/130 от 01.06.2011 года;
от ответчика: Иванов Б.В., представитель по доверенности от 21.03.2012 года № д-26;
от Администрации городского округа г. Уфа Республика Башкортостан: Московская Н.Л., представитель по доверенности от 25.01.2010 года № 1/179-13;
от Главного управления архитектуры и градостроительства администрации ГО г. Уфа Республика Башкортостан: Московская Н.Л., представитель по доверенности от 20.09.2011 года № 7-87-08/юр;
от Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан: Идрисова К.Р., представитель по доверенности от 10.02.2012 года № 14д.
ОАО "Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействующим решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН 0276097208, ОГРН 1050204343551) от 23 декабря 2010 года № 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд", в редакции решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13 октября 2011 года № 41/9 "О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23 декабря 2010 года № 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд", в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:010523:9, как не соответствующее Земельному Кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд".
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что перечень кадастровых номеров земельных участков не совпадает со схемой резервируемых земель и резервирование спорного земельного участка не предусмотрено генеральным планом г.Уфы и не соответствует санитарным нормам..
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился, указывая на то, что оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы заявителя.
Представитель Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с заявленными требованиями не согласилась, указывая на то, что оспариваемый нормативно правовой акт принят в соответствии с действующим законодательством.
Представитель Главного управления архитектуры и градостроительства администрации ГО г.Уфа Республика Башкортостан с заявленными требованиями не согласилась и пояснила, что спорный земельный участок является зарезервированным для муниципальных нужд.
Представитель Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан также не согласна с заявленными требованиями.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, коллегия судей приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (ч. 4, 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из правовой позиции, высказанной в пункте 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 72 и частям 2, 5 статьи 76 Конституции РФ вопросы обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Принимаемые субъектами РФ законы и иные нормативные акты не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.
Согласно п. 4 ст. 7, ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, резервирование земель и изъятие в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
При этом на основании ч. 1 ст. 65 и ч. 6 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
В силу ч. 1 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 данного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
Земельный участок с кадастровым номером 02:55:010523:9 площадью 7259 кв.м. с адресным ориентиром: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский р-н, пер. Пархоменко, д. 155/1 был предоставлен в бессрочное бесплатное пользование согласно Государственного акта на право пользования землей от 28.03.1980 г. для строительства зданий завода. На земельном участке с кадастровым номером 02:55:010523:9 ОАО "УЗЭМИК" построило очистные сооружения. Право собственности ОАО "УЗЭМИК" на объект недвижимости корпус № 75 очистные сооружения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, зарегистрировано 19.02.2007 года Земельный участок с кадастровым номером 02:55:010523:9 оформлен в аренду по договору аренды № 353а от 29.08.1996 года. Согласно п. 1.3. указанного договора участок предоставляется для очистных сооружений.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия 04АА № 839989 от 19.02.2007 года ОАО "УЗЭМИК" на праве собственности принадлежит объект недвижимости - корпус № 75, очистные, нежилое, 2-этажный, расположенный по адресу: г. Уфа, пер.Пархоменко, 155/1. Земельный участок с кадастровым номером 02:55:010523:9, необходимый для использования очистных сооружений, передан муниципальным органом обществу в аренду на основании договора аренды № 353а от 29.08.1996 г.
Кадастровым паспортом данного земельного участка от 20.09.2011 года № 02/11/1-245320 установлен вид его разрешенного использования - для очистных сооружений.
Решение о резервировании не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 года № 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд", а именно: согласно п. 6 постановления к решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Соответственно схема резервируемых земель и перечень кадастровых номеров земельных участков должны соответствовать друг другу. Между тем, как следует из материалов дела, в приложении № 2 спорный земельный участок с кадастровым номером 02:55:010523:9 не указан.
Кроме того, в соответствии с решением Исполнительного комитета Уфимского горсовета депутатов трудящихся БАССР № 15/33 от 13.11.1972 года, Заключением ГОРСЭС № 14 от 14.03.1974 года, Техническим проектом на строительство очистных сооружений санитарная защитная зона очистных сооружений промстоков определена в пределах 25 м.
Согласно ст. 44, 52 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74) для очистных сооружений в обязательном порядке устанавливается санитарно-защитная зона.
Резервирование земельного участка с кадастровым номером 02:55:010523:9 под размещение общеобразовательной школы противоречит Правилам землепользования и застройки городского округа город Уфа РБ, поскольку указанными Правилами размещение общеобразовательной школы в пределах санитарно-защитной зоны запрещено.
Согласно ст. 48, 49 Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа РБ от 22 августа 2008 года № 7/4 установлены Градостроительные регламенты по видам разрешенного использования в соответствии с территориальными зонами, в том числе на основании СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"
Согласно п. 7 ст. 57 Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа установлены виды объектов, запрещенных к размещению на земельных участках, расположенных в границах санитарно-защитных зон в том числе:
- спортивные сооружения;
- парки;
- образовательные и детские учреждения.
Пунктом 5.1 СанПиН 2.2.1 /2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" предусмотрено, что в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Согласно Правил размещения, проектирования и строительства объектов жилищно-гражданского назначения на территории Республики Башкортостан, утвержденных приказом Государственного комитета РБ по делам строительства (Госстроем) от 29.07.1996 года № 39-п, жилые здания, детские дошкольные учреждения, школы, учреждения здравоохранения и отдыха, а также другие общественные здания, не связанные с обслуживанием производства, запрещается размещать в пределах промышленных зон и санитарно-защитных зон предприятий.
Также, следует отметить, что в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ подготовка и утверждение документации по планировке территории осуществляется в соответствии с документами территориального планирования. В соответствии со ст. 9 и ст. 23 Градостроительного кодекса РФ к документам территориального планирования муниципальных образований относится генеральный план поселения или городского округа. Согласно пп. в п. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ планирование размещения объектов поселения или городского округа в области образования осуществляется в соответствии с генеральным планом поселения или городского округа и отображается на карте планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа, входящей в состав генерального плана поселения или городского округа.
Таким образом, размещение образовательного учреждения (школы) должно быть предусмотрено генеральным планом г. Уфы, а проекты планировки территории должны соответствовать генеральному плану г. Уфы.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 года № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что, рассматривая споры, связанные с применением ст. 36 Земельного кодекса РФ, суды должны оценивать доводы органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Между тем, как следует из материалов дела, размещение школы на спорном земельном участке генеральным планом г. Уфы не предусмотрено, соответственно не предусмотрено резервирование земель, как предписано п/п. 2 п. 1 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, и оценив их в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что документов, подтверждающих запланированное размещение на спорном земельном участке какого-либо объекта на основании утвержденной в установленном порядке градостроительной документации и обосновывающих правомерность резервирования земельного участка занимаемого принадлежащим обществу объектом недвижимости, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Решение о резервировании для муниципальных нужд в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:010523:9, принято в нарушение требований ст. 49, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, без должных на то правовых оснований.
Поскольку обществу отказано в предоставлении в собственность земельного участка в связи с его резервированием для муниципальных нужд, то, тем самым, оспариваемым нормативным актом нарушаются права и законные интересы общества.
На основании изложенного, оспариваемое решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН 0276097208, ОГРН 1050204343551) от 23 декабря 2010 года № 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд", в редакции решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13 октября 2011 года № 41/9 "О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23 декабря 2010 года № 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд", подлежит признанию недействующим в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:010523:9, как не соответствующее Земельному Кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд"
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на ответчика в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 192 - 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление ОАО Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций (ИНН 0252000048, ОГРН 1020203233951) удовлетворить.
Признать недействующим решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН 0276097208, ОГРН 1050204343551) от 23 декабря 2010 года № 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд", в редакции решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13 октября 2011 года № 41/9 "О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23 декабря 2010 года № 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд", в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:010523:9, как не соответствующее Земельному Кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд".
Взыскать с Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН 0276097208, ОГРН 1050204343551) в пользу ОАО Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций (ИНН 0252000048, ОГРН 1020203233951) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня принятия решения (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
Р.К.КУТЛИН

Судьи:
К.В.ВАЛЕЕВ
Р.Н.САФИУЛЛИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru