Законодательство
Републики Башкортостан

Башкортостан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 июля 2010 г. по делу № 3-52/2010

Верховный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего - Касимовой З.Ш.
при секретаре - К.О.М.
с участием прокурора - Вильдановой Г.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании 26 июля 2010 года гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании несоответствующим закону и недействующим пункта 7 Положения о порядке организации работы по ведению республиканского регистра муниципальных нормативных правовых актов, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2009 года № 119 "О порядке организации работы по ведению республиканского регистра муниципальных нормативных правовых актов",

установил:

Прокурор Республики Башкортостан обратился в Верховный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании пункта 7 Положения о порядке организации работы по ведению республиканского регистра муниципальных нормативных правовых актов, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.03.2009 года № 119 "О порядке организации работы по ведению республиканского регистра муниципальных нормативных правовых актов" (далее по тексту - Положение) несоответствующим закону и недействующим.
В обоснование своих требований указал следующее.
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что в случае направления в орган местного самоуправления, должностному лицу местного самоуправления актов прокурорского реагирования, принятых в отношении муниципальных актов, руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо органа местного самоуправления направляет в Министерство юстиции Республики Башкортостан в течение 5 дней копии указанных актов.
Между тем, согласно абзацу 2 части 1 статьи 3 Закона Республики Башкортостан от 22.12.2008 года № 83-з "О республиканском регистре муниципальных нормативных правовых актов" к дополнительным сведениям о муниципальных актах, подлежащих включению в республиканский регистр муниципальных актов, относится информация об актах прокурорского реагирования, принятых в отношении муниципальных актов.
Прокуратурой Республики Башкортостан 30.03.2010 года в Правительство Республики Башкортостан принесен протест на отдельные положения постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2009 года № 119 "О порядке организации работы по ведению республиканского регистра муниципальных нормативных правовых актов". До настоящего времени меры по приведению его в соответствие с республиканским законодательством Правительством Республики Башкортостан не приняты.
Представитель Правительства Республики Башкортостан С.С.П. (доверенность <...>) в письменном отзыве требования Прокурора Республики Башкортостан не признал и просил отказать в их удовлетворении в связи с тем, что республиканский регистр нормативных правовых актов является частью федерального регистра, и правила его ведения урегулированы на федеральном уровне Правительством Российской Федерации в постановлении от 10 сентября 2008 года № 657 "О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов", где предусмотрено, что в регистр включаются акты прокурорского реагирования, принятые в отношении муниципальных актов, а также письма и иная информация, поступившая из органов прокуратуры. В связи с этим, какого-либо противоречия Постановления Правительства Республики Башкортостан Закону Республики Башкортостан или с иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не усматривается.
Такое же мнение выражено в письменном отзыве представителя Министерства юстиции Республики Башкортостан И.Г.В. (доверенность <...>).
В судебном заседании представитель Прокуратуры Республики Башкортостан В.Г.А. заявление Прокурора Республики Башкортостан поддержала в связи с тем, что оспоренная норма не соответствует Закону Республики Башкортостан, имеющему большую юридическую силу.
На судебное заседание представитель Правительства Республики Башкортостан не явился, о причине неявки суд не уведомил. Извещен о времени и месте судебного заседания заблаговременно и надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка и уведомление о вручении почтового извещения.
Представитель Министерства юстиции И.Г.В. в судебном заседании подтвердила свое мнение о необоснованности требований Прокурора Республики Башкортостан.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд находит заявление прокурора Республики Башкортостан не подлежащим удовлетворению.
Согласно подпунктам "а", "н" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федераций и субъектов Российской Федерации находятся обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 76 Конституции Российской федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (пункт 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 43.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, введенной Федеральным законом от 08.11.2007 № 260-ФЗ, муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации 10 сентября 2008 года издано постановление № 657 "О ведении федерального регистра муниципальных правовых актов", которым определено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ведению и методическому обеспечению федерального регистра муниципальных образований является Министерство юстиции Российской Федерации.
Приказом Министра юстиции Российской Федерации от 19 декабря 2008 года № 298 "Об организации работы по ведению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов" утверждена Методика ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов (далее по тексту - Методика).
В пункте 4 главы 1 этой Методики сказано, что регистр состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Регистры муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации подлежат постоянному хранению в составе регистра независимо от того, утратили ли эти акты силу.
Таким образом, регистры муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации являются составной частью федерального регистра и на них распространяются правила ведения федерального регистра.
В пункте 6 главы 3 Методики установлено, что в регистр включаются муниципальные нормативные правовые акты и дополнительные сведения к ним.
В пункте 8 главы 3 Методики уточняется, что в регистр включаются дополнительные сведения в виде актов прокурорского реагирования, принятые в отношении муниципальных актов (представления, протесты и заявления в суд).
Из изложенного следует, что на федеральном уровне регламентируется обязанность включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, как в составную часть федерального регистра, актов прокурорского реагирования, принятых в отношении муниципальных актов.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской федерации субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Подпунктом 64 пункта 2 статьи 26.3 этого Федерального закона установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов (п.п. 64 введен Федеральным законом от 25.12.2008 № 281-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 43.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляется органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ.
Во исполнение указанных полномочий Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан принят Закон Республики Башкортостан от 19 декабря 2008 года № 83-з "О республиканском регистре муниципальных нормативных правовых актов" (далее - Закон РБ), пунктом 6 статьи 4 которого установлено, что порядок организации по ведению республиканского регистра муниципальных актов определяется Правительством Республики Башкортостан.
Пунктом 7 Положения предусмотрено, в случае направления в орган местного самоуправления, должностному лицу органа местного самоуправления актов прокурорского реагирования, принятых в отношении муниципальных актов руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо органа местного самоуправления направляют в Министерство юстиции Республики Башкортостан в течение 5 дней копии указанных актов.
Из подпункта 2 пункта 1 статьи 3 Закона РБ следует, что к дополнительным сведениям о муниципальных актах, подлежащих включению в республиканский регистр муниципальных актов, относится, в том числе и информация об актах прокурорского реагирования, принятых в отношении муниципальных актов.
Считая, что пункт 7 Положения не соответствует подпункту 2 пункта 1 статьи 3 Закона РБ, Прокурор Республики Башкортостан указывает на то, что в Законе РБ, имеющем большую юридическую силу, речь идет об информации об актах прокурорского реагирования, а в оспариваемом им пункте предусмотрено направление для включения в регистр копий указанных актов. При этом Закон РБ им не оспаривается.
Суд не видит противоречия между формулировками требований, содержащихся в Положении и Законе РБ.
Словосочетание "информация об актах прокурорского реагирования", примененная в Законе РБ, по своему значению шире понятия "акты прокурорского реагирования", поскольку информировать, предоставлять информацию об этих актах возможно, как направив копию акта прокурорского реагирования, так и указав только необходимые реквизиты этого акта или иным образом известив об этом акте. В связи с этим, фраза "направление актов прокурорского реагирования" в данном случае соответствует по своему значению фразе "предоставить информацию об актах прокурорского реагирования", как часть и целое, следовательно, одно другому не противоречит.
Вместе с тем, формулировка, примененная в оспариваемой норме, соответствует требованиям норм, регламентирующим этот вопрос на федеральном уровне, о чем изложено выше.
При таких обстоятельствах суд считает, что пункт 7 Положения соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, и ему не противоречит. Он принят в пределах полномочий органа исполнительной власти Республики Башкортостан и в соответствии с федеральными нормами о единой системе федерального регистра, частью которого является регистр муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК Российской Федерации, Верховный суд Республики Башкортостан

решил:

В удовлетворении заявления Прокурора Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании несоответствующим закону и недействующим пункта 7 Положения о порядке организации работы по ведению республиканского регистра муниципальных нормативных правовых актов, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2009 года № 119 "О порядке организации работы по ведению республиканского регистра муниципальных нормативных правовых актов", отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья
Верховного суда
Республики Башкортостан
З.Ш.КАСИМОВА

Решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 26.07.2010 года вступило в законную силу 22.09.2010 года.

Судья
Верховного суда
Республики Башкортостан
З.Ш.КАСИМОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru