ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 июня 2009 г. по делу № 3-23/2009
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Осетрова З.Х.,
при секретаре С.З.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 июня 2009 года заявление прокурора Республики Башкортостан о признании не соответствующим федеральному законодательству постановления
Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22 сентября 2005 г. № 1127 в части признания утратившим силу пункта 7
и приложения № 1 Указа Президиума от 12.05.1992 г. № 6-2/251в "О сохранении историко-культурного наследия народов Республики Башкортостан",
установил:
Прокурор Республики Башкортостан обратился в суд с заявлением о признании не соответствующим федеральному законодательству постановления
Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22 сентября 2005 г. № 1127 в части признания утратившим силу пункта 7
и приложения № 1 Указа Президиума от 12.05.1992 г. № 6-2/251в "О сохранении историко-культурного наследия народов Республики Башкортостан". В обоснование заявления указано на то, что в нарушение определенного федеральным законодательством порядка учета объектов культурного наследия постановлением
Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан от 22 сентября 2005 г. № ГС-1127 отменен Указ
Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 12 мая 1992 г. № 6-2/251в, устанавливающий перечень объектов культурного наследия регионального значения.
В судебном заседании представитель Прокуратуры Республики Башкортостан И.Р.Р. поддержал заявленные требования и пояснил, что Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан, приняв постановление
от 22 сентября 2005 г. № 1127 в части признания утратившим силу пункта 7
и приложения № 1 Указа Президиума от 12.05.1992 г. № 6-2/251в "О сохранении историко-культурного наследия народов Республики Башкортостан" превысил свои полномочия, поскольку в силу ст.18
Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", п.16
Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, ч.1 ст. 23
ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ решение данного вопроса входит в компетенцию Правительства РФ.
Представитель Государственного Собрания - Курултай - Республики Башкортостан М.Ш.Р. Г в судебном заседании пояснил, что оспариваемое Прокурором постановление
принято Государственным Собранием - Курултай - Республики Башкортостан в пределах своих полномочий, принимая постановление
Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан исходило из того, что Указ
Президиума Верховного Совета не влиял на нахождение объектов культурного наследия, находящихся в перечне, на нахождение в реестре.
Заслушав объяснения представителя Прокуратуры Республики Башкортостан И.Р.Р., представителя Государственного Собрания - Курултай - Республики Башкортостан М.Ш.Р., суд находит заявление прокурора Республики Башкортостан подлежащим удовлетворению.
Президиумом Верховного Совета Республики Башкортостан 12 мая 1992 г. был принят Указ
за № 6-2/251в "О сохранении историко-культурного наследия народов Республики Башкортостан", пунктом 7
которого был утвержден выявленный перечень объектов историко-культурного наследия народов Республики Башкортостан, представленный Министерством культуры Республики Башкортостан.
Постановлением
Государственного Собрания - Курултай - Республики Башкортостан от 22 сентября 2005 г. № ГС-1127 этот Указ
признан утратившим силу.
Согласно ст. 23
Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации:
1) в отношении объекта федерального значения - по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения историко-культурной экспертизы,
2) в отношении объекта культурного наследия регионального значения - по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного муниципального значения - согласованного с органом местного самоуправления).
3) Исключение объекта из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.
На основании п.16
Положения "Об охране и использовании памятников истории и культуры", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865 (данное положение применяется до вступления в силу утвержденного Правительством Российской Федерации нормативных актов, но не позднее 31 декабря 2010 г.) исключение недвижимых памятников истории и культуры из государственных списков допускается в исключительных случаях по решению Совета Министров СССР - в отношении памятников общесоюзного значения и Совета Министров союзной республики - в отношении памятников республиканского значения.
Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан, принимая 22 сентября 2005 г. № ГС-1127 постановление
о признании утратившим силу Указ
за № 6-2/251в "О сохранении историко-культурного наследия народов Республики Башкортостан", пунктом 7
которого был утвержден выявленный перечень объектов историко-культурного наследия народов Республики Башкортостан, представленный Министерством культуры Республики Башкортостан, без соблюдения установленной федеральным законодательством правовой процедуры, снял с государственной охраны ряд объектов культурного наследия народов Республики Башкортостан.
В силу требований приведенных выше правовых норм, вопросы, связанные с исключением объектов культурного наследия, как федерального значения, так и регионального значения, осуществляется только на основании акта Правительства Российской Федерации и только на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы.
В связи с чем суд находит, что оспариваемое прокурором РБ постановление
Государственным Собранием - Курултай - Республики Башкортостан принято, как с нарушением норм федерального законодательства, так и с превышением своих полномочий. В связи с чем это постановление
подлежит признать не соответствующим федеральному законодательству и недействующим в части признания утратившим силу пункта 7
и приложения № 1 Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 12 мая 1992 г. № 6/2-251в "О сохранении историко-культурного наследия народов Республики Башкортостан" со дня вступления в законную силу данного решения суда.
Руководствуясь ст.195
ГПК РФ, суд
решил:
признать не соответствующим федеральному законодательству и недействующим постановления
Государственного Собрания - Курултай - от 22.09.2005 г. № 1127 в части признания утратившим силу пункта 7
и приложения № 1 Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 12 мая 1992 г. № 6/2-251в "О сохранении историко-культурного наследия народов Республики Башкортостан" со дня вступления в законную силу данного решения суда.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Судья
З.Х.ОСЕТРОВА
Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 17.06.2009 года вступило в законную силу 30.09.2009 года.
Судья
Верховного суда
Республики Башкортостан
З.Х.ОСЕТРОВА