Законодательство
Републики Башкортостан

Башкортостан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2013 г. № 155

О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
РАДИОЭЛЕКТРОННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"
НА 2013 - 2020 ГОДЫ

В целях развития экономического потенциала Республики Башкортостан и увеличения доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства республики Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие радиоэлектронного комплекса Республики Башкортостан" на 2013 - 2020 годы.
2. Министерству промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан в срок до 8 мая 2013 года внести на согласование в Правительство Республики Башкортостан проект республиканской целевой программы "Развитие радиоэлектронного комплекса Республики Башкортостан" на 2013 - 2020 годы.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Шаронова Д.В.

Президент
Республики Башкортостан
Р.З.ХАМИТОВ





Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 15 апреля 2013 г. № 155

КОНЦЕПЦИЯ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
РАДИОЭЛЕКТРОННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"
НА 2013 - 2020 ГОДЫ

ВВЕДЕНИЕ

Основанием для разработки Концепции республиканской целевой программы "Развитие радиоэлектронного комплекса Республики Башкортостан" на 2013 - 2020 годы (далее - Концепция; Программа) является Послание Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан на 2013 год.
Концепция обосновывает необходимость разработки и реализации Программы на основе единых, согласованных подходов со стороны органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления Республики Башкортостан, предприятий радиоэлектронного комплекса, научных и образовательных учреждений, заинтересованных лиц.
Правовую основу Концепции и Программы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Республики Башкортостан, законы и иные нормативные правовые акты Республики Башкортостан.
Стратегическое значение развития радиоэлектронной отрасли для социально-экономического развития Российской Федерации в условиях ужесточения конкуренции на мировом и внутреннем рынках обосновано в государственной программе "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2025 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2012 года № 2396-р. В указанную программу входят федеральные целевые программы "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы и "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы", а также подпрограммы "Создание электронной компонентной базы для систем, комплексов и образцов вооружения, военной и специальной техники на 2011 - 2020 годы" и "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на период до 2025 года".
Необходимость разработки Программы основана на наличии в Республике Башкортостан значительного потенциала в данной высокотехнологичной области, сохранившегося с постсоветского периода, но не используемого в полной мере из-за существующих проблем и отсутствия соответствующих масштабных региональных инновационных проектов, в том числе реализуемых с государственной поддержкой. Программа должна стать инструментом по преодолению системного кризиса в радиоэлектронном секторе промышленности Республики Башкортостан.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОГНОЗЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ
РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Анализ современного состояния предприятий радиоэлектронного комплекса Республики Башкортостан (далее - РЭК РБ) дает основание полагать, что, несмотря на определенные положительные тенденции последнего времени, выражающиеся в развитии отдельных предприятий, комплекс проблем в целом по отрасли пока не преодолен. Большинство предприятий комплекса начиная с 90-х годов прошлого века вынуждены не полноценно работать, а выживать. Результатами этого явились утрата позиций на традиционных рынках сбыта, отток квалифицированных кадров, моральное и физическое старение технологий и оборудования. Часть крупных предприятий РЭК РБ до сих пор имеет структуру производства и использует технологии, внедренные еще в советский период и рассчитанные на деятельность в условиях закрытой, не рыночной экономики. Кроме того, произошло обесценивание капитала в структуре финансовых балансов предприятий, что, в свою очередь, определило их низкую кредитную и инвестиционную привлекательность.
Собственных резервов для повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий РЭК РБ в современных рыночных условиях, требующих реструктуризации производства и существенных инвестиций в модернизацию продукции для обеспечения ее конкурентоспособности, недостаточно.
Ситуация, сложившаяся в РЭК РБ, оценивается как системный кризис, характеризующийся наличием следующих проблем:
низкая конкурентоспособность продукции предприятий РЭК РБ на рынке Российской Федерации как по причине неудовлетворительных функционально-стоимостных параметров продукции, так и из-за отсутствия грамотной маркетинго-сбытовой политики и умения работать в условиях жесткой рыночной конкуренции;
критический моральный и физический износ производственной инфраструктуры, которая не соответствует требованиям, предъявляемым к выпуску современной конкурентоспособной продукции;
разрыв старых кооперационных отраслевых связей между разработчиками, поставщиками сырья и материалов и потребителями продукции и, как следствие, необходимость поиска новых рынков сбыта, разработки конкурентоспособной продукции и существенной реструктуризации производства;



К внутренним рискам, возможным при реализации Программы, относятся следующие:
низкая эффективность системы управления Программой;
недостаточная обеспеченность ресурсами при выполнении программных мероприятий;
ошибки и недочеты в выборе приоритетных направлений реализации Программы;
отсутствие заинтересованности предприятий РЭК РБ и/или их собственников участвовать в Программе на условиях частно-государственного партнерства;
неэффективное или нецелевое использование инвестиционных ресурсов, привлеченных в рамках реализации Программы.
Основными мерами, позволяющими предотвратить риски или нейтрализовать их последствия, являются следующие:
тщательность и высокое качество разработки Программы;
организация оптимальной системы информационного обеспечения Программы, предусматривающей мониторинг и системный анализ текущей ситуации для принятия обоснованных управленческих решений, связанных с реализацией Программы, и ее оперативной коррекции с учетом изменений факторов риска;
использование в системе менеджмента всего спектра современных технологий, повышающих качество управления сложными высокорисковыми проектами;
диверсификация направлений и инструментов поддержки развития предприятий РЭК РБ;
повышение уровня квалификации всех исполнителей Программы.

8. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Ожидаемую эффективность реализации Программы корректно оценивать с позиции всех ее исполнителей относительно соответствующих объемов инвестиций.
Правительством Республики Башкортостан производится оценка экономических и социальных эффектов, которые могут быть достигнуты в результате реализации Программы.
Основным показателем экономической эффективности является бюджетная эффективность реализации Программы, оцениваемая в течение расчетного периода, за начальный год которого принимается первый год осуществления инвестиций - 2013 год. Конечный год расчетного периода определяется полным освоением в серийном производстве разработанной в период реализации Программы (2013 - 2020 годы) продукции на созданных в этот период мощностях.
Годовые объемы производства определены в Программе на основе прогнозных оценок.
Капитальные вложения в реализацию Программы включают инвестиции из всех источников финансирования, в том числе средства федерального бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальные вложения и прочие нужды, а также средства внебюджетных источников.
Ожидаемый срок окупаемости бюджетных ассигнований за счет налоговых поступлений от реализации Программы не превышает 7 лет с момента начала ее финансирования.
Кроме прямой экономической эффективности в результате реализации Программы будут получены следующие результаты, указанные относительно аналогичных показателей 2011 года в сопоставимых ценах:
рост числа рабочих мест на предприятиях РЭК РБ - не менее чем в 2 раза;
увеличение выработки продукции на одного работника предприятия РЭК РБ - не менее чем в 3 раза;
рост средней заработной платы на предприятиях РЭК РБ - не менее чем в 2,2 раза.
В ходе реализации Программы планируется достижение следующих результатов:
снижение оттока талантливой части научно-технических кадров из Республики Башкортостан, повышение спроса на высококвалифицированные научно-технические кадры, обеспечение молодых специалистов и ученых рабочими местами, а также улучшение возрастной структуры кадров РЭК РБ, обеспечивающей преемственность поколений в области наукоемких технологий;
повышение качества жизни работников предприятий РЭК РБ до уровня благосостояния сотрудников компаний высокоразвитых стран;
активизация инновационной деятельности в РЭК РБ и ускорение внедрения ее результатов в массовое производство радиоэлектронной продукции;
обеспечение обновляемости основных фондов предприятий РЭК РБ и стимулирование создания современного высокотехнологичного производства в отрасли;
создание рыночно-ориентированной инфраструктуры радиоэлектронной промышленности Республики Башкортостан с учетом реструктуризации системы проектирования и производства радиоэлектронных изделий;
обеспечение условий для развития смежных отраслей промышленности республики и осуществление перехода к "экономике знаний";
создание условий для более эффективной реализации других республиканских целевых программ и проектов.

9. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОСТАВУ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ

Государственным заказчиком - координатором Программы и исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан, ответственным за формирование и реализацию Программы, является Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан. На него возлагаются обязанности по общему управлению Программой, проведению ежегодного мониторинга результатов ее реализации, формированию на основе анализа выполнения программных мероприятий отчета для представления в Правительство Республики Башкортостан, подготовке предложений по корректировке Программы.
Государственным соисполнителем Программы определено Министерство экономического развития Республики Башкортостан, осуществляющее методическое руководство и контроль в части оценки и реализации экономических параметров Программы, а также обеспечивающее ее гармонизацию с другими республиканскими программами социально-экономического развития Республики Башкортостан.
В процессе разработки Программы в состав государственных исполнителей могут быть включены при необходимости другие республиканские органы исполнительной власти.
Потенциальными участниками РЭК РБ могут быть:
ОАО "УППО", ОАО "БПО "Прогресс", ОАО "УЗМ "Магнетрон", ОАО "БЭТО", ОАО "НИИ "Солитон", ОАО "Полигон", ОАО "УЗ "Промсвязь", ОАО "УАПО", ОАО "УНПП "Молния", ОАО "НПО "Геофизика", ОАО "Нефтеавтоматика", ООО "ЧИП";
ФГБОУ ВПО УГАТУ, ФГБОУ ВПО УГНТУ, ФГБОУ ВПО БГУ, ГБОУ СПО УАТ, ГБОУ СПО УГКР;
подразделения АН РБ и УНЦ РАН;
некоммерческое партнерство "Башкирский инновационный научно-технологический парк";
малые предприятия Республики Башкортостан, перечень которых подлежит корректировке в процессе разработки и согласования Программы.
Состав исполнителей Программы может уточняться на любом этапе ее разработки и реализации исходя из интересов развития РЭК РБ.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru