СОВЕТ ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. ОКТЯБРЬСКИЙ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
от 26 августа 2011 г. № 425
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ "ЗДОРОВЬЕ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ОКТЯБРЬСКИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
НА 2009 - 2013 ГОДЫ"
Заслушав и обсудив информацию начальника управления здравоохранения городского округа город Октябрьский Валеева Р.Ф. "О ходе выполнения программы
"Здоровье через образование городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан на 2009 - 2013 годы", утвержденной решением Совета городского округа город Октябрьский от 29 сентября 2009 года № 201, Совет городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан решил:
Информацию
"О ходе выполнения программы "Здоровье через образование городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан на 2009 - 2013 годы" принять к сведению (прилагается).
Председатель
Совета городского округа
А.А.ИМАНГУЛОВ
Приложение
к решению Совета
городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
от 26 августа 2011 г. № 425
ИНФОРМАЦИЯ:
"О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ "ЗДОРОВЬЕ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАНИЕ"
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ОКТЯБРЬСКИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
НА 2009 - 2013 ГОДЫ"
Цель Программы
: сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного решения медицинских, социальных и психолого-педагогических проблем современного образования.
Задачи Программы
: оптимизация системы организации медицинского обслуживания в образовательных учреждениях. Укрепление материально-технической базы образовательных и детских лечебно-профилактических учреждений города. Приведение медицинских кабинетов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Обеспечение здоровым питанием учащихся и воспитанников образовательных учреждений. Совершенствование здоровьесберегающих технологий. Повышение качества и объемов проведения диспансеризации обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Непрерывное повышение профессионализма медицинских педагогических работников, компетентности родителей в области охраны здоровья детей. Формирование культуры и навыков здорового образа жизни у детей и подростков. Создание условий для соблюдения санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса.
Планомерное проведение оздоровительных мероприятий, внедрение новых оздоровительных технологий и методов обследования способствовало снижению показателей заболеваемости детей, посещающих детские дошкольные учреждения. Но в то же время снижается количество абсолютно здоровых детей.
Динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья; уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс в процессе обучения, снижается индекс здоровья. Ежегодно проводятся профилактические осмотры детей и подростков. В 2010 году осмотрено 98,7% от годового плана.
По итогам профилактических осмотров в детских дошкольных учреждениях за 2010 год в первой группе - здоровых детей диспансерного наблюдения - 22%, стало меньше на 27%, во второй группе - детей, имеющих функциональные нарушения, - больше на 9,5%, в третьей группе - хронических больных, - больше на 12%, в четвертой группе здоровья - детей из категории "ребенок-инвалид" стало больше на 43%. Общая заболеваемость детей, посещающих детские дошкольные учреждения, до 2009 года имела тенденцию к снижению. Но в 2010 году показатель заболеваемости на 26% больше 2009 года за счет роста количества детей с анемией, дефицитом массы тела, с болезнями нервной системы. Большая выявляемость болезней связана с выполнением стандартов обследования детей при проведении медицинского осмотра по приоритетному национальному проекту "Здоровье". По завершении профилактических осмотров на каждого ребенка составляется план оздоровления на год и проводится оздоровление.
Несколько отличаются показатели здоровья у детей школьного возраста. При сравнении данных распределения детей по группам здоровья последних трех лет: число абсолютно здоровых детей увеличилось на 0,05%, но не превышает 15,8% среди всех учащихся, число детей с функциональными нарушениями также увеличилось на 7,4% и составляет 67,4%, число детей с хроническими заболеваниями уменьшилось на 8,8% и составляет 15,8%. Увеличилось число школьников с понижением остроты зрения на 1%, со сколиозами уменьшилось на 1,5%, с нарушением осанки - на 10,5%, с отставанием в физическом развитии - на 34,3%, с низкой массой тела - на 11,9%. Показатель общей заболеваемости школьников также имеет тенденцию к росту: за последние три года на 8%.
В 15 дошкольных образовательных учреждениях функционирует 28 специализированных групп, где оздоровление проводится по специальной программе в зависимости от профиля заболевания. Во всех дошкольных общеобразовательных учреждениях внедрены оздоровительные технологии: фитотерапия, ароматерапия, закаливание, хатха-йога, дыхательная гимнастика по Стрельниковой, точечный и общий массаж, спортивные тренажеры. В 5 дошкольных образовательных учреждениях функционируют бассейны, а в 3-х работают сауны. Работа проводится по следующим оздоровительным программам: "Здоровье", "Радуга", "Детский сад - дом радости".
В общеобразовательных учреждениях проводятся физкультминутки, утренняя зарядка, зарядка для глаз, упражнения для развития мелкой моторики рук, музыкальные ритмические занятия, работают "школы здоровья".
Оздоровление детей и подростков проводится в течение года. За истекший год оздоровлено: в дневном стационаре общеобразовательного учреждения № 22 - 1125 детей, в дневном стационаре детской поликлиники - 640 детей, в отделении восстановительного лечения - 4789 детей. В республиканских, федеральных и муниципальных санаториях оздоровлено 1228 детей, из них 40 детей-инвалидов. В центре реабилитации детей-инвалидов "Радуга" оздоровлено 272 ребенка-инвалида.
Проводится оценка эффективности оздоровления детей: у 87% детей получен выраженный оздоровительный эффект.
Неотъемлемой частью любой оздоровительной работы являются мероприятия, направленные на достижение гигиенического и эпидемиологического благополучия внутришкольной среды как наиболее управляемого фактора формирования здоровья учащихся. Многие школы привели в соответствие с требованиями санитарных норм и правил классные помещения, школьную мебель, освещение, пищеблок, но не во всех образовательных учреждениях города имеется возможность подбора мебели соответственно росту обучающегося, соблюдения режима проветривания учебных помещений. В некоторых школах не проведена замена ламп искусственного освещения в учебных кабинетах и не оборудованы светильниками классные доски. Не во всех школах оборудованы комнаты гигиены девочек, установлены питьевые фонтанчики. В 2010 году завершили работу по приведению в соответствие с требованиями нормативных документов медицинские пункты образовательных учреждений - приобретены оборудование и наборы лекарственных средств для оказания неотложной и повседневной медицинской помощи. Все медицинские кабинеты образовательных учреждений лицензированы. В данное время проводится работа по подготовке к новому учебному году. Подходит к завершению лицензирование медицинских кабинетов в дошкольных образовательных учреждениях.
Реализация программы
даст ожидаемые результаты:
- Улучшение системы медицинского сопровождения образовательного процесса.
- Снижение общей заболеваемости, в том числе заболеваемости опорно-двигательной системы, органов зрения, эндокринной системы и расстройства питания.
- Повышение качества обучения и умственной работоспособности школьников.
- Формирование устойчивой мотивации ведения здорового образа жизни у детей и подростков.