Законодательство
Републики Башкортостан

Башкортостан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 декабря 2011 г. по делу № 3-73/2011

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего - судьи Касимовой З.Ш.,
при секретаре судебного заседания - М.Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 9 декабря 2011 года гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Башкортостан о признании несоответствующими закону и недействующими отдельных положений Постановления Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2010 года № 509 "Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Башкортостан бесплатной медицинской помощи на 2011 год",

установил:

24.12.2010. Правительством Республики Башкортостан принято Постановление № 509 "Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Башкортостан бесплатной медицинской помощи на 2011 год" (далее - Постановление).
Текст Постановления опубликован в газете Республика Башкортостан 3 июня 2011 года № 108 (27343).
23 мая 2011 года Прокурор Республики Башкортостан обратился в Кировский районный суд г. Уфы с заявлением о признании отдельных положений Постановления несоответствующими федеральному законодательству.
В этом заявлении оспариваются некоторые нормы разделов 4, 5, 6 Постановления, устанавливающие нормативы объема стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях; нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи; подушевые нормативы финансового обеспечения за счет средств обязательного медицинского страхования и за счет средств соответствующих бюджетов.
В обоснование заявленных требований Прокурор Республики Башкортостан указывает, что приведенные в Постановлении нормативы не соответствуют нормативам, установленным Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2010. № 782 (далее по тексту - Федеральная программа).
В заявлении говорится, что, определяя нормативы объемов медицинской помощи ниже установленных федеральным законодательством, Правительство Республики Башкортостан ненадлежащим образом реализовало предоставленные положениями части 3 статьи 3, абзаца 16 статьи 5, части 4 статьи 20, части 4 статьи 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993. № 5487-1 полномочия по утверждению территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Из заявления следует, что 23.03.2011 года в Правительство Республики Башкортостан Прокуратурой Республики Башкортостан внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере обеспечения бесплатной медицинской помощи на территории Республики Башкортостан, но до настоящего времени меры по приведению указанного нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством не приняты, о чем свидетельствует информация Правительства Республики Башкортостан от 29.04.2011 № 278-3804.
Определением судьи Кировского районного суда г. Уфы от 13 октября 2011 года данное гражданское дело направлено по подсудности в Верховный Суд Республики Башкортостан.
Правительством Республики Башкортостан представлены письменные возражения на заявление прокурора Республики Башкортостан, из которых следует, что оспариваемые нормативы определены в соответствии с фактическими показателями заболеваемости населения республики, а также с учетом сложившегося потребления медицинской помощи за последние три года при постоянном мониторинге обоснованности госпитализации, проводимом Фондом обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан; в соответствии со статьей 81 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы, в рамках которой в числе прочих устанавливают объемы медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив финансирования, а также дополнительные виды, условия и объемы оказания медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи. При формировании территориальной программы учитываются: порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, особенности половозрастного состава населения, уровень и структура заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики; климатические и географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций, сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения.
В возражениях представителя Правительства Республики Башкортостан делается вывод о том, что законодатель учел разъяснения Минздравсоцразвития России по вопросам формирования и экономического обоснования территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, содержащиеся в письме ... (далее по тексту - письмо Минздравсоцразвития РФ). В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 года № 782 Минздравсоцразвития России является уполномоченным федеральным органом, в компетенцию которого входит разъяснительная работа по вопросам формирования и экономического обоснования территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Кроме того, этот уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно осуществляет мониторинг формирования, экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и производит оценку реализации таких программ, а совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования - территориальных программ обязательного медицинского страхования.
Министерством здравоохранения Республики Башкортостан представлены письменные возражения, в которых говорится, что нормативы объема медицинской помощи в Федеральной программе указаны в среднем значении, т.е. не являются фиксированными. Федеральная программа допускает, что при формировании территориальной программы нормативы объемов медицинской помощи корректируются с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, климатогеографических условий региона и транспортной доступности медицинских организаций. Объемы, указанные в республиканской программе рассчитаны и утверждены в соответствии с фактическими показателями заболеваемости населения республики, а также с учетом реально сложившегося потребления медицинской помощи за последние три года при постоянном мониторинге обоснованности госпитализации.
Кроме того, в возражениях так же делается ссылка на письмо Минздравсоцразвития РФ и отмечается, что республиканская программа утверждена с дефицитом финансового обеспечения программы, что вызвано дефицитом бюджета Республики Башкортостан и местных бюджетов.
Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан также представил суду отзыв на заявление прокурора Республики Башкортостан ... из которого следует, что нормативы объемов медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объема, а также подушевые нормативы финансового обеспечения рассчитаны и утверждены в соответствии с фактическими показателями заболеваемости населения республики, а также с учетом реально сложившегося потребления медицинской помощи за последние три года при постоянном мониторинге обоснованности госпитализации страховыми медицинскими организациями и Фондом.
В отзыве делается ссылка на ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", предоставляющей право субъектам Российской Федерации на переходный период до 31 декабря 2012 года включать в территориальную программу оказание медицинской помощи при отдельных заболеваниях и состояниях здоровья, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, без соблюдения условия выполнения нормативов, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, при сохранении объема финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования не ниже уровня 2010 года, в том числе в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования, и утверждается, что нормативы объемов медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объема, а также подушевые нормативы финансового обеспечения, установленные в 2011 году в основном выше аналогичных федеральных нормативов 2010 года.
В отзыве приводятся нормативы объемов медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объема, а также подушевые нормативы финансового обеспечения, установленные в 2011 году, которые соответствуют федеральным нормативам и выше их, а также отмечается, что идет стабильный рост нормативов объемов медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объема, а также подушевых нормативов финансового обеспечения Республиканских программ.
В судебном заседании представитель Прокурора Республики Башкортостан М.А.С. (доверенность ...) заявление Прокурора Республики Башкортостан поддержала и просила его удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель Правительства Республики Башкортостан Ф.Р.А. (доверенности ... года с правом передоверия и от ... в порядке передоверия), представитель Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан А.Д.В. (доверенность ...), представитель Министерства здравоохранения Х.Л.К. (доверенность ...) просили отказать в удовлетворении требований Прокурора Республики Башкортостан по основаниям, изложенным в отзывах представляемых ими учреждений. Представитель Министерства финансов Республики Башкортостан в судебное заседание не явился. Согласно уведомлению о вручении почтового извещения о времени и месте рассмотрения дела оно получено Министерством финансов Республики Башкортостан 28 ноября 2011 года.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвовавших в деле, проанализировав их доводы и возражения, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 16 статьи 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 года № 5487-1 с последующими изменениями, к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относятся разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 4 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования.
Из статьи 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан следует, что программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь. В программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи. Утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи является полномочием Правительства Российской Федерации. В соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования. Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи.
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2010 года № 782.
Разделом 4 Федеральной программы установлены нормативы объема медицинской помощи, в том числе для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 2,78 койко-дня.
Разделом 5 Федеральной программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи:
на один вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 1710,1 рубля;
на одно посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи) - 218,1 рубля, в том числе 169,5 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 478 рублей, в том числе 470,5 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования;
на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 1380,6 рубля, в том числе 1167 рублей - за счет средств обязательного медицинского страхования.
Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Федеральной программой, установлены в расчете на 1 человека в год (без учетов расходов федерального бюджета) и составляют в среднем 7633,4 рубля, из них: 4102,9 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования, 3530,5 рубля - за счет средств соответствующих бюджетов.
Разделом 1 Федеральной программы предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральной программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2011 год (включая территориальные программы обязательного медицинского страхования), в которых органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Федеральной программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.
Постановлением, отдельные положения которого оспариваются Прокурором Республики Башкортостан, утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Башкортостан бесплатной медицинской помощи на 2011 год (далее по тексту - Республиканская программа).
В абзаце 5 раздела 4 Республиканской программы установлен норматив объемов медицинской помощи для обеспечения потребности граждан в медицинской помощи для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их структурных подразделениях (за исключением санаториев, в том числе детских и для детей с родителями), - 2,7 койко-дня, в том числе в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации в Республике Башкортостан на 2011 год - 1,918 койко-дня.
В пункте 5.1 раздела 5 Республиканской программы предусмотрены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в среднем:
на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 1645,75 рубля;
на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи и осмотров в центрах здоровья) - 209,9 рубля за счет средств консолидированного бюджета, 165,24 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 459,96 рубля за счет средств консолидированного бюджета, 362,00 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования;
на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их структурных подразделениях - 1328,63 рубля за счет средств консолидированного бюджета, 1045,95 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования.
В пункте 6.2 раздела 6 Республиканской программы предусмотрены подушевые нормативы финансового обеспечения в расчете на одного человека в год (без учета расходов федерального бюджета) и составляют в среднем 6315,10 рубля, из них:
3765,25 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования;
2549,85 рубля - за счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передающихся половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ, а также средств, предусматриваемых на содержание медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации в Республике Башкортостана на 2011 год, и на финансовое обеспечение деятельности учреждений здравоохранения, не участвующих в этом.
Сравнительный анализ указанных выше положений Федеральной и Республиканской программ свидетельствует о том, что субъектом Российской Федерации нормативы объема медицинской помощи, финансовых затрат и подушевые нормативы установлены в размере ниже, чем это предусмотрено Федеральной программой.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в силу требований Основ законодательства об охране здоровья граждан и Федеральной программы принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации территориальные программы должны соответствовать положениями Федеральной программы, в них не может быть предусмотрен меньший гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, утверждение в заявлении Прокурора Республики Башкортостан о несоответствии оспариваемых им положений федеральному законодательству, является правильным.
Доводы заинтересованных лиц о предоставлении федеральным законодательством права корректирования объемов медицинской помощи с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения республики, климатогеографических условий и транспортной доступности медицинских организаций (со ссылкой на письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 года № 20-2/10/2-12028), а также о формировании Территориальной программы с дефицитом финансового обеспечения, нельзя признать состоятельными. Реализация права граждан на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи не должна зависеть от наличия средств в бюджете субъекта Российской Федерации, а письмо Минздравсоцразвития РФ не может противоречить федеральному закону.
Аргумент заинтересованных лиц со ссылкой на часть 4 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2011 года, предоставляющую субъектам Российской Федерации право включать в территориальные программы обязательного медицинского страхования в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года оказание медицинской помощи при отдельных заболеваниях и состояниях здоровья, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, без соблюдения условия выполнения нормативов, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, также не свидетельствует о законности оспариваемых положений, поскольку указанная норма применима к заболеваниям и состояниям здоровья, не включенным в базовую программу обязательного медицинского страхования. Оспариваемые прокурором нормами установлены общие нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 ГПК Российской Федерации, Верховный суд Республики Башкортостан,

решил:

Заявление прокурора Республики Башкортостан удовлетворить в полном объеме.
Признать не недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу абзац 5 раздела 4, пункт 5.1, пункт 6.2 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Башкортостан бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2010 года № 509.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
З.Ш.КАСИМОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru