Законодательство
Републики Башкортостан

Башкортостан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 августа 2011 г. № 3-47/2011

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего - судьи Касимовой З.Ш.,
при секретаре судебного заседания - М.Р.Р.
с участием прокурора - Ишбулатовой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 августа 2011 года гражданское дело по заявлению К.И.Е. об отмене Постановления Правительства Республики Башкортостан от 28 декабря 2007 года № 383 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" в части установления кадастровой стоимости в размере ... рублей земельного участка общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер - ...; о возложении обязанности на Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Башкортостан установить кадастровую стоимость этого земельного участка на основании отчета ... об оценке рыночной стоимости земельного участка,

установил:

28 декабря 2007 года Правительством Республики Башкортостан принято Постановление № 383 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (далее - Постановление), которое вступило в силу с 1 января 2008 года.
Постановление опубликовано без приложений в газете "Республика Башкортостан" № 251 (26484), 31.12.2007.
Постановлениями Правительства Республики Башкортостан № 223 от 30.06.2008 и № 130 от 21.04.2010 в Постановление внесены изменения.
К.И.Е. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением, в котором просит признать недействующим это Постановление в части установления кадастровой стоимости в размере ... рублей, принадлежащего ему на праве собственности земельного участка общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер - ... обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Башкортостан установить кадастровую стоимость этого земельного участка на основании отчета ... об оценке рыночной стоимости земельного участка.
Свои требования заявитель аргументирует тем, что как собственник объекта недвижимости он является плательщиком земельного налога. На сегодняшний день при расчете земельного налога налоговая инспекция принимает за налоговую базу - кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка. В соответствии с отчетом о рыночной оценке рыночная стоимость участка значительно меньше его кадастровой стоимости, утвержденной Правительством Республики Башкортостан, следовательно, и размер земельного налога был бы значительно ниже, если за расчетную базу принималась бы рыночная стоимость земли. Необоснованное завышение кадастровой стоимости приводит к нарушению права заявителя платить законно установленные налоги. По его мнению, оспариваемое Постановление противоречит статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, которая определяет, что кадастровая стоимость земельного участка не может быть больше, чем рыночная.
Правительство Республики Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (Росреестр) в своих отзывах на заявление К.И.Е. требования не признали, указав, что Постановление принято в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством, несоответствия положениям Земельного кодекса Российской Федерации не имеется.
Заявитель К.И.Е., будучи извещенным в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явился, о причине неявки суду не сообщил.
Представители Правительства Республики Башкортостан С.А.Р. (доверенности ... с правом передоверия и от ... в порядке передоверия), Министерства земельных и имущественных отношений Ф.Р.Д. (доверенность ...), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Росреестр) Х.Р.М. (доверенность ...) с заявленными требованиями не согласились и просили отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в отзывах.
Изучив материалы дела, обсудив доводы заявления К.И.Е. и возражения заинтересованных лиц, выслушав заключение прокурора Ишбулатовой Е.И., полагавшей, что заявление К.И.Е. не подлежит удовлетворению, суд пришел к выводу, что в удовлетворении этого заявления следует отказать.
Рассматриваемые правоотношения носят комплексный характер и регулируются как налоговым законодательством, так и земельным.
Согласно пункту "и" Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Налоговые правоотношения на федеральном уровне регламентируются Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей общие условия установления налогов и сборов, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в том числе и объект налогообложения.
Из пункта 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Согласно статье 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к числу местных налогов. Он устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, а именно нормами главы 31 (статьи 387 - 398).
Из пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 390 этого Кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого объекта налогообложения - земельного участка, расположенного в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Из этих законоположений следует, что кадастровая стоимость земельного участка представляет собой стоимостную оценку земельного участка, определяемую как налоговую базу по земельному налогу.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На федеральном уровне земельные правоотношения регулируются Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила) в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4) и осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 года № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), а приказом от 28.06.2007 года № 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Регламент).
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета, Роснедвижимость производит его проверку на соответствие Методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта названного органа исполнительной власти.
Руководитель управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценке земель, согласованным с Роснедвижимостью. После чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы и возложения на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Из приведенных положений действующего законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью (Росреестром) была проведена проверка и принято решение о соответствии проведенных работ Методическим указаниям. Следовательно, для проверки соответствия оспариваемого Постановления федеральному законодательству необходимо выяснить, выполнены ли указанными органами их полномочия.
Согласно Правилам государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению (категории земель) и виду функционального (разрешенного) использования, проводится не реже 1 раза в пять лет.
Из выдержки из АИС ГКН (л.д. 175, 176) видно, что принадлежащий заявителю земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет ... с видом разрешенного использования "торговый комплекс" на основании постановления главы Администрации г. Октябрьского от ....
В отзыве Росреестра на заявление К.И.Е. указывается, что с учетом установленного вида разрешенного использования кадастровая стоимость данного земельного участка первоначально была рассчитана в Оценочных описях 2006 года с применением утвержденного постановлением Кабинета министров Республики Башкортостан от 27 декабря 2002 года № 383 удельного показателя кадастровой стоимости 5-ой группы Типового перечня видов функционального использования земель как земли под объектами торговли. По состоянию на 1 января 2007 года кадастровая стоимость данного земельного участка составляла ... (удельный показатель кадастровой стоимости - ....).
В 2007 году в соответствии с Методическими указаниями произведена переоценка по каждому земельному участку в отдельности.
Согласно государственному контракту от 14.06.2007 года № 1-07 (л.д. 182 - 200) исполнителем работ по актуализации государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Башкортостан выступало ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" (г. Москва). Комплекс работ по государственной кадастровой оценки земли был проведен с применением специального программного обеспечения "расчет кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов". По результатам выполненных работ исполнителем представлен отчет по теме: "Выполнение работ по государственной оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, кроме городских округов г. Уфа, г. Стерлитамак и г. Салават Республики Башкортостан".
Результаты государственной кадастровой оценки земель 21.12.2007 были согласованы на Республиканской комиссии по рассмотрению результатов государственной кадастровой оценки земель (л.д. 170 - 174).
Согласно письму заместителя руководителя Управления Роснедвижимости по Республике Башкортостан ... отчет прошел предварительную проверку в Управлении Роснедвижимости по РБ на соответствие его Техническому заданию (л.д. 177).
Во исполнение положений Регламента Роснедвижимостью также проведена проверка отчета на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Заместитель руководителя Роснедвижимости сообщил письмом от 27.12.2007 года № ВС/2223, что рассмотрены материалы об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Башкортостан, Роснедвижимость замечаний не имеет (л.д. 178).
Согласно Методическим указаниям работа по расчету кадастровой стоимости земельных участков осуществляется на основе построения статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в следующем порядке:
- группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов по видам разрешенного использования;
- определение состава факторов стоимости земельных участков для каждого вида разрешенного использования;
- сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков каждого вида разрешенного использования;
- создание слоев цифровых тематических карт населенных пунктов;
- сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках для каждой сформированной группы;
- построение статистической модели расчета кадастровой стоимости для каждой сформированной группы земельных участков;
- расчет кадастровой стоимости земельных участков в разрезе групп видов разрешенного использования в соответствии с Методическими указаниями.
По каждому виду разрешенного использования, в т.ч. по 5-ой группе ("Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания"), были определены факторы, которые в основном формируют рыночную стоимость земельного участка.
Как видно из отчета (л.д. 162 - 169) для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ..., относящегося к 5 группе Типового перечня видов разрешенного использования, были применены следующие значения основных рабочих факторов, рассчитанных с применением специального программного обеспечения на основе данных, предоставленных комиссией при администрации городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан:
1. Расстояние объекта до центра населенного пункта - ...;
2. Расстояние до остановки общественного транспорта - ...;
3. Престижность зоны нахождения объекта - ...;
4. Товарооборот на 1 человека - ....
В отчете указывается, что при определении кадастровой стоимости участка учитывается и рыночная стоимость, а также используется специальное программное обеспечение.
При загрузке данных значений факторов стоимости в статистическую модель расчета было определено значение кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере ... рубля и удельный показатель кадастровой стоимости - ...
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены Постановлением Правительства Республики Башкортостан.
Согласно статьям 91 и 97 Конституции Республики Башкортостан высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан является Правительство Республики Башкортостан, которое в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, контролирует их исполнение.
Таким образом, оспариваемое Постановление принято правомочным органом и в надлежащей форме в пределах ведения субъекта Российской Федерации и своей компетенции.
Обстоятельство, на которое указывает заявитель, что кадастровая стоимость его земельного участка значительно отличается от его рыночной стоимости, не свидетельствует о недостоверности результатов проведенной кадастровой оценки земель, т.к. действующее на момент оценки земельного участка заявителя законодательство (2007 год) не содержало каких-либо положений, устанавливающих обязательность совпадения значений рыночной и кадастровой стоимости земельных участков.
В пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации были внесены изменения Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающие возможность определения кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости. Данные изменения вступили в силу 26.07.2010 года, т.е. значительно позже утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Постановлением.
Кроме того, как видно из представленного заявителем отчета об оценке рыночной стоимости его земельного участка, он выполнен 20 мая 2011 года, а оспоренное им Постановление издано 28 декабря 2007 года.
Исследованные судом обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что Постановление не противоречит федеральному или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК Российской Федерации, Верховный суд Республики Башкортостан

решил:

Отказать в удовлетворении заявления К.И.Е. об отмене Постановления Правительства Республики Башкортостан от 28 декабря 2007 года № 383 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" в части установления кадастровой стоимости в размере ... рублей земельного участка общей площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер - ...; о возложении обязанности на Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Башкортостан установить кадастровую стоимость этого земельного участка на основании отчета ... об оценке рыночной стоимости этого земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
З.Ш.КАСИМОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru