Законодательство
Републики Башкортостан

Башкортостан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 сентября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Осетровой З.Х.
судей Таратановой Л.Л.
Киньягуловой Т.М.
при секретаре С.С.В.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению прокурора г. Октябрьский Янгирова И.К. на решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 4 мая 2011 года, которым постановлено:
Заявление прокурора г. Октябрьский РБ о признании решения Совета городского округа город Октябрьский РБ от <...> года <N...> "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2011 год" противоречащим пунктам 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 и недействующим - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Осетровой З.Х., судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Октябрьский РБ в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Совета городского округа г. Октябрьский РБ от <...> года <N...>, которым установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2011 год, указывая, что данное решение принято с явными нарушениями закона. В действующем федеральном законодательстве установлен специальный порядок реализации ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Как следует из пунктов 34 и 36 указанных Правил в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации. В случае, если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления в соответствии с ч. 4 ст. 158 ЖК РФ устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Пунктом 8 названного Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 установлено, что разъяснения о применении правил, утвержденных этим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации. Как следует из письма Минрегиона РФ от 05.03.2009 № 6093-АД/14, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться органами местного самоуправления в случаях и в порядке, указанных в пунктах 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491. Установление органами местного самоуправления указанной платы в иных случаях не соответствует законодательству Российской Федерации.
Таким образом, действующее федеральное законодательство установило единственно возможный порядок установления органом местного самоуправления платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решение об установлении соответствующей платы. При этом ссылка в оспариваемом решении на ст. ст. 154, 158 ЖК РФ, а также на Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является необоснованной, поскольку ни одна из этих норм законов не предоставляет право представительному органу местного самоуправления устанавливать размер платы в нарушение порядка, закрепленного в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, применение которых регламентировано письмом Минрегиона РФ от 05.03.2009 № 6093-АД/14. Между тем, исходя из требований ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления, в области жилищных отношений в частности, относятся иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных, отношений Конституцией РФ, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ. Таким образом, указанное решение принято за пределами полномочий, т.е. свидетельствует о нарушении компетенции органов государственной власти (Правительства РФ) при принятии нормативных правовых актов, что является коррупциогенным фактором, оно незаконно возлагает обязанность на собственников многоквартирных домов городского округа вносить плату, установление размера которой в решении экономически не мотивировано и противоречит порядку установления платы, закрепленному в вышеуказанном федеральном законодательстве.
Прокурор г. Октябрьский РБ просил признать решение Совета городского округа город Октябрьский от <...> года № <N...> "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для. собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2011 год" противоречащим пунктам 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, применение которых регламентировано письмом Минрегиона РФ от 05.03.2009 года № 6093-АД/14 и недействующим.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
Не соглашаясь с решением суда, прокурор г. Октябрьский Янгиров И.К. в кассационном представлении просил его отменить, указывая на то, что оно незаконно и необоснованно.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, возражения на него, выслушав представителя прокуратуры г. Октябрьский <...>., представителя Совета ГО г. Октябрьский <...>., судебная коллегия находит, что оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Согласно чч. 2, 7 ст. 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги (ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество, путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. Если собственники помещений в многоквартирном, доме на их общем собрании не приняли решение об установлении, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
В силу ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса РФ Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 34 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
Пунктом 36 указанных Правил установлено, что в случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации -. городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Судом установлено, что в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 21.04.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 ч. 1 ст. 4 Устава городского округа г. Октябрьский РБ (с изменениями, внесенными решением от 17.12.2007 года № 270) к вопросам местного значения Городского округа относится формирование, утверждение, исполнении бюджета Городского округа и контроль за исполнением данного бюджета.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Городского округа, в том числе, обладают следующими полномочиями как установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами (п. 4 ч. 1 ст. 5 Устава).
Согласно решению Совета ГО г. Октябрьский <N...> от <...> года установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных жилых домах, не принявших на общем собрании решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения, согласно приложению.
Оставляя без удовлетворения заявление прокурора, суд обоснованно исходил из того обстоятельства, что все многоквартирные жилые дома в г. Октябрьский приняли решение о способе управления многоквартирными домами.
Судом дана надлежащая оценка иерархии нормативно-правовых актов, в результате чего указал, что принятое решение Совета ГО <...> не противоречит нормам Жилищного кодекса РФ, имеющим большую юридическую силу по сравнению с иными подзаконными актами. Таким образом, возможность установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения органом местного самоуправления установлена в ЖК РФ.
Также является верным указание суда на то, что решение Совета ГО г. Октябрьский <N...> от <...> года никем не было оспорено, в том числе и прокурором г. Октябрьский.
Не влияет на законность вынесенного судебного постановления довод кассационного представления о том, что судом не была дана оценка письму Минрегионразвития РФ от 05.03.2009 г., в котором регламентированы особенности реализации права органов местного самоуправления на установление соответствующей платы за содержание и ремонт жилого помещения, опровергается обжалуемым судебным постановлением. Суд в решении указывает на то обстоятельство, что указанное письмо имеет меньшую юридическую силу по сравнению с ЖК РФ, а также не содержит в себе указания на конкретные размеры платы.
Иные доводы кассационного представления сводятся к изложению правовой позиции заявителя. Эта позиция суду была известна, всем юридически значимым обстоятельствам и доказательствам в решении дана правильная оценка. Правила оценки доказательств судом не нарушены.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит, что суд верно определил все обстоятельства, имеющие значение для дела, доказательствам, представленным сторонами, дал надлежащую оценку и вынес решение в соответствии с требованиями закона. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 360, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 4 мая 2011 года - оставить без изменения, кассационное представление прокурора г. Октябрьский Янгирова И.К.- без удовлетворения.

Председательствующий
ОСЕТРОВА З.Х.

Судьи:
ТАРАТАНОВА Л.Л.
КИНЬЯГУЛОВА Т.М.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru