Законодательство
Републики Башкортостан

Башкортостан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июля 2012 г. № 68-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЖАЛОБЫ
САДОВОДЧЕСКОГО НЕКОММЕРЧЕСКОГО ТОВАРИЩЕСТВА "РАССВЕТ"

Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе председательствующего - судьи Л.Ш.Гумеровой, судей В.М.Крылова, Ф.Р.Муратшина,
заслушав в заседании заключение судьи Ф.Р.Муратшина, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" предварительное изучение обращения,

установил:

1. В конституционной жалобе садоводческого некоммерческого товарищества "Рассвет" содержится просьба разрешить присвоить улицам, находящимся на его территории, следующие названия: имени Д.Хасанова, Рождественская, Радостная, Мюнхенская, Оливковая, Кленовая. Как указывается в обращении, присвоение улицам названий, а также установка указателей, направлений расположения конкретных жилых домов необходимо для обеспечения жизнедеятельности данного комплекса, в частности, для оказания скорой медицинской помощи и вызова служб пожарной охраны.
Заявитель с аналогичной просьбой обращался в Совет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан. В ответе данного представительного органа местного самоуправления утверждается, что вопрос о присвоении названия улицам, находящимся на территории садоводческих некоммерческих объединений граждан, законодательством не урегулирован. В связи с этим Совет муниципального района со ссылкой на Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 7-П и от 30 июня 2011 года № 13-П рекомендовал Совету сельского поселения Чесноковский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, на территории которого расположено товарищество, принять нормативный акт об адресации объектов недвижимости на своей территории, включив норму, регулирующую порядок присвоения адресов имущественным комплексам, расположенным в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Администрацией сельского поселения Чесноковский сельсовет заявителю в вышеуказанной просьбе было отказано ввиду того, что это товарищество не входит в границы населенных пунктов данного сельского поселения, а также в связи с тем, что присвоение наименований улицам в садовых товариществах не предусмотрено формами поддержки органами местного самоуправления садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, установленных Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
2. Конституционный Суд Республики Башкортостан, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия жалобы к рассмотрению.
В обращении не ставится вопрос о проверке конституционности закона или иного нормативного правового акта Республики Башкортостан, либо нормативного правового акта органа местного самоуправления.
Согласно Закону Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" граждане и их объединения вправе обратиться с конституционной жалобой и она признается допустимой, если оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются конституционные права, восстановление которых может быть осуществлено посредством конституционного судопроизводства (часть 1 статьи 3, часть 2 статьи 38, часть 1 статьи 39, часть 1 статьи 42).
Понятие нормативного правового акта содержится в статье 2 Закона Республики Башкортостан от 12 августа 1996 года № 42-з "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан", согласно которой "нормативный правовой акт Республики Башкортостан - это изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти Республики Башкортостан, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом".
Схожая по смыслу трактовка понятия нормативного правового акта дана в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 17 ноября 1997 года № 17-П, Определение от 2 марта 2006 года № 58-О и др.).
Вместе с тем, Конституционный Суд Республики Башкортостан воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов (часть 1 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан").
В соответствии с пунктом 21 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов относится к вопросам местного значения поселения.
В Республике Башкортостан 20 июля 1998 года принят Закон № 173-з "О порядке наименования и переименования улиц, площадей и других составных частей населенных пунктов в Республике Башкортостан", статья 4 которого предусматривает, что наименование и переименование улиц, площадей и других составных частей населенных пунктов в Республике Башкортостан производятся представительными органами муниципальных районов (городских округов), на территории которых расположен объект наименования и переименования, по согласованию с Комиссией при Президенте Республики Башкортостан по административно-территориальному устройству Республики Башкортостан при наличии положительного заключения Правительства Республики Башкортостан.
Как видно, данным Законом Республики Башкортостан регулируется порядок наименования улиц в населенном пункте, под которым понимается "часть территории Республики Башкортостан, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной черты населенного пункта и служащая постоянным или преимущественным местом проживания людей, имеющая официально установленные статус и наименование" (пункт 10 статьи 3 Закона Республики Башкортостан от 20 апреля 2005 года № 178-з "Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан").
В соответствии со статьями 12 и 16 Закона Республики Башкортостан "Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан" все административно-территориальные единицы, населенные пункты подлежат регистрации и учету Правительством Республики Башкортостан на основе утвержденного им Положения о регистрации и учете административно-территориальных единиц, населенных пунктов Республики Башкортостан (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2005 года № 318).
Перечень населенных пунктов, расположенных на территориях муниципальных образований, определен Законом Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 года № 126-з "О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан", которым, в частности, на территории Чесноковского сельсовета Уфимского района Республики Башкортостан предусмотрены следующие населенные пункты: село Чесноковка - административный центр, деревни Геофизиков, Загорский, Торфяной (подпункт "с" пункта 47 части 1 статьи 2).
Как следует из вышеприведенных законоположений, садоводческое некоммерческое товарищество "Рассвет", расположенное на территории муниципального образования Чесноковский сельсовет, не обладает статусом населенного пункта и, соответственно, действующий порядок наименования улиц в населенных пунктах на него не распространяется.
То обстоятельство, что часть членов товарищества в установленном порядке оформили земельные участки в собственность и получили на основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 7-П свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилые дома с правом регистрации проживания в них, не означает изменения статуса садоводческого некоммерческого товарищества.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30 июня 2011 года № 13-П, "собственникам таких земельных участков следует учитывать, что регистрация по месту жительства в расположенных на них пригодных для постоянного проживания жилых строениях не приводит к приобретению соответствующей территорией статуса населенного пункта и, следовательно, не возлагает на органы публичной власти обязанности по ее благоустройству, созданию и поддержанию коммунальной, транспортной и иных инфраструктур, за исключением решения вопросов, непосредственно связанных с осуществлением основных прав и свобод человека и гражданина. Поэтому, выбирая в качестве места жительства жилое строение, расположенное на земельном участке, отнесенном к землям сельскохозяйственного назначения, граждане должны осознанно принимать и те возможные неудобства, которые являются следствием проживания вне территории населенных пунктов".
Таким образом, приведенный анализ законодательства и правоприменительной практики показал, что в результате "умолчания законодателя" в правовом регулировании порядка наименования улиц и присвоения номеров жилым домам, расположенным вне населенных пунктов, в том числе на территории садоводческих некоммерческих объединений граждан, образовался законодательный пробел.
Согласно действующему правовому регулированию восполнение пробелов в законах осуществляется в установленном порядке органами государственной власти путем внесения соответствующих предложений субъектами, обладающими правом законодательной инициативы. В то же время решение этого вопроса в полномочия Конституционного Суда Республики Башкортостан, как они определены в статье 106 Конституции Республики Башкортостан и статье 3 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", не входит.
Вместе с тем, Конституционный Суд Республики Башкортостан полагает, что по смыслу статей 12, 19, 21, 32 - 34 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не исключается внесение изменений в утвержденный органом местного самоуправления, на территории которого выделен земельный участок, проект организации и застройки территории садоводческого некоммерческого товарищества "Рассвет" на основании ходатайства его правления с приложением решения общего собрания членов данного товарищества о наименовании улиц.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 3, частью 1 статьи 4, пунктом "а" части 2 статьи 38, пунктом "а" части 1 статьи 46, статьей 77 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы заявителя в силу неподведомственности Конституционному Суду Республики Башкортостан поставленных в ней вопросов.
2. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данной жалобе не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан".

Конституционный Суд
Республики Башкортостан





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru