Законодательство
Републики Башкортостан

Башкортостан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ
от 16 июля 2009 г. № 13/155

О СОСТОЯНИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН

Заслушав и обсудив доклад, представленный по поручению главы Администрации, его заместителем - начальником отдела образования Вагаповым Р.М., отмечаем, что в образовательных учреждениях муниципального района Дюртюлинский район проводится определенная работа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, которая строится в соответствии с государственной программой "Патриотическое воспитание граждан на 2006 - 2010 годы", республиканской программой "Формирование гражданина нового Башкортостана на 2002 - 2010 годы" и планом мероприятий по патриотическому воспитанию граждан муниципального района Дюртюлинский район на 2006 - 2010 годы, утвержденным решением Совета муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан № 86 от 25 октября 2006 года.
Ежегодно в феврале во всех общеобразовательных учреждениях района проводится месячник военно-патриотического воспитания, итоги которого подводятся в День защитника Отечества. С 1 по 15 февраля 2009 года образовательные учреждения участвовали в декаднике, посвященном 20-летию вывода советских войск из Афганистана. В ходе подготовки и празднования Дня Победы в образовательных учреждениях проводятся тематические классные часы, уроки мужества, акции. В школах организовано изучение истории и значения официальных государственных символов Российской Федерации и Республики Башкортостан. В целях воспитания личной гражданско-патриотической позиции школьников проводятся социально-значимые акции. В 4 подростковых клубах и 80 кружках воспитываются более двух тысяч подростков - будущих защитников Отечества. На базе средней общеобразовательной школы № 4 успешно функционируют кадетские классы. В целях формирования позитивного отношения к службе в армии традиционно проводятся Дни призывника. Военно-патриотическое воспитание не останавливается и в летний период. Ежегодно для 20 "трудных" подростков, состоящих на учете в ОДН и внутришкольном учете, 20 юных спортсменов организуется палаточный военно-спортивный лагерь "Орленок". Для 25 подростков "группы риска" и кадетов работает военно-спортивный лагерь "Юный спецназовец". В активизации военно-патриотической работы, воспитания гражданственности и чувства любви к Родине огромную роль играют школьные музеи. В районе действуют 24 школьных музея и 6 краеведческих уголков по различным направлениям. Стали возрождаться праздники, которые заставляют задуматься о своих корнях, такие как "Шежере байрамы", проводимые во многих школах и селах района. Союз семьи и образовательных учреждений является основным звеном в воспитании гражданина и патриота. В школах стали традиционными семейные праздники, спортивные соревнования, конференции отцов, круглые столы. В образовательных учреждениях ведется работа по гражданскому становлению личности. Проводятся тематические классные часы, диспуты, торжественное вручение паспортов подросткам, достигшим 14-летнего возраста.
Несмотря на определенные успехи в гражданско-патриотическом воспитании есть еще и нерешенные проблемы. Есть ребята, которым безразличны такие понятия как воинский долг, честь, патриотизм, и отсюда нежелание некоторой части молодежи служить в армии. Некоторая часть подростков и молодежи с пренебрежением относится к выполнению гражданских обязанностей, к традициям и обычаям своего народа. Они слабо знают свою родословную, историю своего края, своей страны. В них развиваются такие качества как равнодушие, эгоизм, агрессивность, озлобленность, неуважительное отношение к сверстникам. Сегодня необходимо обратить серьезное внимание и на отношение к святым местам - памятникам, мемориалам. Отчетливо прослеживается тенденция к ухудшению состояния здоровья молодежи. Все больше молодых людей употребляют алкоголь, сигареты. Недостаточная работа ведется по формированию гражданского сознания и правовой культуры.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьей 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Совет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан решил:
1. Доклад заместителя главы Администрации, начальника отдела образования Вагапова Рамиля Миннигиевича "Гражданско-патриотическое воспитание в образовательных учреждениях муниципального района Дюртюлинский район" принять к сведению (прилагается).
2. Отделу образования (Р.М.Вагапов), директорам образовательных учреждений района:
- продолжить работу по реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан на 2006 - 2010 годы", "Формирование гражданина нового Башкортостана на 2002 - 2010 гг." и Плана мероприятий по патриотическому воспитанию граждан муниципального района Дюртюлинский район РБ на 2006 - 2010 гг.;
- продолжить совместную работу с военным комиссариатом района (Миркаламов Э.Ф.) по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Рекомендовать военному комиссариату района (Миркаламов Э.Ф.), муниципальному учреждению Дюртюли ТВ РБ (Нуртдинов И.М.), государственному унитарному предприятию редакционно-издательский комплекс "Юлдаш" (Набиев Х.М.) активизировать работу по созданию видео и публикационных материалов с участием ветеранов Великой Отечественной войны для использования в военно-патриотическом воспитании нового поколения и в связи с подготовкой к 65-летию со Дня Победы.
4. Контроль исполнения решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по вопросам образования, культуры, спорта, делам молодежи, здравоохранению и социальным вопросам (М.Р.Хафизов) и заместителя главы Администрации - начальника отдела образования Р.М.Вагапова.

Председатель
Совета муниципального района
Дюртюлинский район
Республики Башкортостан
Р.М.ХАЙРУЛЛИН





Выступление
заместителя главы Администрации -
начальника отдела образования
Р.М.Вагапова на заседании Совета,
июль 2009 г.

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН

В образовательных учреждениях муниципального района Дюртюлинский район ведется определенная работа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, в основе которой лежат государственная программа "Патриотическое воспитание граждан на 2006 - 2010 годы" и республиканская программа "Формирование гражданина нового Башкортостана на 2002 - 2010 годы". Отделом образования и образовательными учреждениями разработаны планы мероприятий по реализации этих программ, в рамках которых дети и подростки участвуют в поисково-исследовательской, гражданско-патриотической и общественно-полезной работе.
В течение учебного года в образовательных учреждениях проводятся мероприятия, посвященные Дню Республики, Дню народного единства: районные конкурсы творческих работ "Отечество славлю, которое есть", "Мой дом открыт со всех сторон", конкурс чтецов "Цвети, мой Башкортостан". В школах организовано изучение истории и значения официальных государственных символов Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Ежегодно в феврале во всех общеобразовательных учреждениях района проводится месячник военно-патриотического воспитания, итоги которого подводятся в День защитника Отечества. Организуются тематические классные часы, уроки мужества, праздники для мальчиков - будущих защитников Отечества "Мы гордимся тобой, солдат!", "Солдатом быть обязан", родительские собрания "Роль отца в семье", "Секреты отцовского воспитания", праздничные концерты.
С 1 по 15 февраля 2009 года образовательные учреждения участвовали в декаднике, посвященном 20-летию вывода советских войск из Афганистана. Учащимися были оформлены альбомы "Участники афганских и чеченских войн", "Наши земляки - воины-интернационалисты". Дети приняли активное участие в акции "Спешите делать добро!", в ходе которой поздравили воинов-афганцев, посетили семьи погибших воинов, оказали им посильную помощь. Декадник завершился общешкольными мероприятиями "Боль моя - Афганистан", "Юноши присягают России", "Отечества верные сыны", куда были приглашены родители воинов-интернационалистов, воины-афганцы. Ученица 10 класса средней школы № 5 Исламова Лилия, став победителем республиканского конкурса творческих работ среди воинов-интернационалистов и членов их семей, приняла участие в фестивале по итогам конкурса в г. Москве.
Уважаемые товарищи!
Чем дальше мы от тех лет, тем актуальнее встречи детей с фронтовиками, участниками Великой Отечественной войны, поскольку с каждым годом их число безвозвратно уменьшается. В ходе подготовки и празднования Дня Победы в образовательных учреждениях проводятся тематические классные часы, уроки мужества, акции "Вахта памяти", "Добрые руки - ветеранам", "След войны в моем доме", тимуровские десанты "Подарим радость". Учащиеся кадетских классов СОШ № 4, победители районного смотра строя и песни старших и младших классов традиционно являются участниками праздничного митинга. В этом учебном году в школах прошли мероприятия, посвященные 65-й годовщине подвига Героя Советского Союза Василия Николаевича Горшкова.
В целях воспитания личной гражданско-патриотической позиции школьников проводятся социально-значимые акции. В каждом образовательном учреждении действуют тимуровские команды, отряды милосердия, в состав которых входит более 500 ребят. Учащиеся средних школ с. Старобаишево, с. Староянтузово шефствуют над домом-интернатом для инвалидов и ветеранов войны и труда. Ко Дню пожилых учащиеся школ района проводят Неделю благотворительности, участвуют в акциях "Добрые руки - детскому дому и социальному приюту", "Добрые руки - пожилым". Повсеместно школьники ухаживают за памятниками и обелисками, оказывают посильную помощь ветеранам войны по дому, в огороде, колют дрова, убирают снег.
Патриотизм от любви к родной земле, преданности своему народу восходит к готовности защитить страну от посягательств. Гражданин-патриот знает, что защита Родины требует обладания физическим здоровьем и духовным богатством. В 4 подростковых клубах и 80 кружках воспитываются более двух тысяч подростков - будущих защитников Отечества.
С 2000 года введен учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности". Во всех средних общеобразовательных школах района обновлены и действуют кабинеты ОБЖ, которые играют большую роль в осуществлении военно-патриотического воспитания учащихся и подготовке молодых граждан к защите Отечества. В гимназии № 2 оборудован комплекс классов, состоящий из кабинетов гражданской обороны, основ военной службы, медицинской подготовки.
Для юношей 10-х классов совместно с работниками военкомата ежегодно организуются 5-дневные учебно-тренировочные военные сборы. В этом году они прошли в мае на базе санатория-профилактория "Венеция", где приняли участие 244 школьника.
На базе средней общеобразовательной школы № 4 успешно функционируют кадетские классы. Сегодня в составе кадетской роты воспитываются и обучаются 117 ребят, среди которых 16 девушек. Здесь строго соблюдаются все атрибуты воинской службы, в торжественной обстановке принимается присяга. Кадетская рота - постоянная участница парадов, районных торжественных мероприятий. По итогам республиканского смотра-конкурса по профилю МЧС России по Республике Башкортостан кадеты на протяжении трех лет занимают второе место, приняли участие на закрытии Всероссийской "Вахты памяти-2007" в Конгресс-холле в г. Уфе и на открытии республиканского конкурса-фестиваля юных инспекторов движения "Безопасное колесо". В этом учебном году участвовали в пятом республиканском фестивале военно-патриотических клубов, посвященном 64-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, где заняли шестое место среди двадцати команд. Впервые на базе учебно-методического центра по гражданской обороне состоялся республиканский конкурс "Лучший кадет" по профилю МЧС, где кадет Рустам Ишмаков занял второе место.
В целях формирования позитивного отношения к службе в армии традиционно проводятся Дни призывника, встречи допризывной молодежи с ветеранами войны, курсантами военных училищ, работниками военкомата. О результатах патриотического воспитания детей, подростков, молодежи говорит тот факт, что по качеству подготовки призывников для срочной военной службы наш район является одним из лучших в республике.
Уровень военно-патриотического воспитания среди учащейся молодежи можно оценивать в известной степени и по поступаемости наших ребят в высшие военные учебные заведения. Так за последние 3 года курсантами военных институтов стали 48 человек. В этом году собираются поступить 19 выпускников школ.
Военно-патриотическое воспитание не останавливается и в летний период. Ежегодно для 20 "трудных" подростков, состоящих на учете в ОДН и внутришкольном учете, и 20 юных спортсменов организуется палаточный военно-спортивный лагерь "Орленок". Второй год на базе средней школы с. Ангасяк для 25 подростков "группы риска" и кадетов работает военно-спортивный лагерь "Юный спецназовец". К подросткам приезжают воины запаса, побывавшие в горячих точках, участники Великой Отечественной войны, выпускники и курсанты военных училищ.
Лагерные смены проходят успешно благодаря тесному взаимодействию отдела образования с райвоенкоматом, следственным изолятором, РОСТО, комитетами по делам молодежи, спорту и туризму, органами здравоохранения, милиции. В этом году для организации этих лагерей из местного бюджета было выделено более ста сорока тысяч рублей.
Воспитание патриота теснейшим образом связано с национально-региональным компонентом образования. В образовательных учреждениях района организовано изучение четырех родных языков: башкирского, марийского, русского, татарского. В рамках празднования 255-летия национального героя башкирского народа Салавата Юлаева, юбилеев народных писателей РБ Зайнаб Биишевой, Баязита Бикбая, народных поэтов РБ Назара Наджми, Рашита Нигмати в образовательных учреждениях прошли праздники, конкурсы, малые сабантуи, театрализованные постановки, викторины. В целях сохранения и распространения лучших образцов башкирского фольклора ежегодно проводится районный конкурс юных сказителей, исполнителей эпического сказания "Урал батыр". В этом учебном году победитель районного конкурса юных сэсэнов "Акмулла варистары" ученица 9 класса башкирской гимназии Исламгалина Лилия заняла второе место на республиканском этапе конкурса.
Воспитанники Станции детского (юношеского) технического творчества в течение пяти лет подряд становятся призерами республиканской выставки-фестиваля "Традиции и ремесла народов Башкортостана: прошлое, настоящее и будущее".
В активизации военно-патриотической работы, воспитания гражданственности и чувства любви к Родине огромную роль играют школьные музеи, Станция детско-юношеского туризма и экскурсии. В районе действуют 24 школьных музея и 6 краеведческих уголков по различным направлениям: историческое, краеведческое, боевой и трудовой славы. Из них в средней школе № 1 и гимназии № 2 - музей "История школы", в гимназии № 3 - музей "Боевой славы". Они созданы стараниями не одного поколения учителей и школьников и в течение многих лет прекрасно выполняют познавательные и воспитательные функции. Во всех учреждениях образования оформлены стенды о земляках, совершивших ратные подвиги.
Образовательные учреждения приняли участие в республиканских конкурсах юных экскурсоводов "По малой родине моей", исследовательских работ "Дорогами Отечества", "Своей Отчизне пою я песню" для детей с ограниченными психофизическими возможностями, "На лучший туристский поход". В этом учебном году в экскурсиях участвовали более пятнадцати тысяч учащихся района, многодневные походы под руководством педагогов совершили более двух тысяч детей.
Тропинки, ведущие человека от преданности своей семье и близким к преданности своему народу и сообществу всей страны, пролегают через память о прошлом. Отрадно, что стали возрождаться такие праздники, которые заставляют задуматься о своих корнях. Яркие, красочные и познавательные "Шежере байрамы" проходят во многих школах и селах. Изучение своей родословной, обращение к истокам является основой для сохранения преемственности поколений.
В формировании достойного гражданина особое место принадлежит семье. Союз семьи и образовательных учреждений является основным звеном в воспитании гражданина и патриота. В школах стали традиционными семейные праздники "Семья - начало всех начал", "Мой родительский дом", спортивные соревнования "Папа, мама, я - спортивная семья", конференции отцов, круглые столы. В прошлом учебном году во всех образовательных учреждениях прошли родительские собрания на тему "Моя семья - мое богатство". В декабре был проведен городской праздник "Тепло дома твоего" с приглашением семей, ведущих здоровый образ жизни.
Любовь к своей земле и преданность своему народу и обществу связана с активной гражданской позицией человека. В образовательных учреждениях ведется работа по гражданскому становлению личности. Проводятся тематические классные часы, диспуты "Гражданином быть обязан", "Моя гражданская позиция", торжественное вручение паспортов подросткам, достигшим 14-летнего возраста.
Одной из важных ступеней на пути формирования гражданина является школьное ученическое самоуправление. Вовлечение школьников в процесс организации их жизни и учебы играет решающую роль в становлении гражданского сознания, в выработке отношения к себе и окружающей действительности. Без организации конкретного участия каждого школьника в общественной жизни класса, школы всякие разговоры о гражданском воспитании превращаются в формальность. В каждой школе созданы советы старшеклассников. Демократический уклад жизни организовали школьные органы самоуправления "Юность" - средней школы с. Москово, "Новое поколение" - средней школы с. Старобаишево, "Молодежный инициативный центр (МИЦ) - гимназии № 2. На базе гимназии № 3 ведется экспериментальная работа по организации работы школьного ученического самоуправления совместно с Башкирским институтом развития образования.
Основные направления деятельности детского и молодежного общественного движения ориентированы на обогащение опыта школьников реальной гражданско-патриотической практикой. В этом году ученица 8 класса средней школы с. Ангасяк Фатхиева Розалия стала дипломантом республиканского конкурса "Лидер XXI века".
Несмотря на определенные успехи в гражданско-патриотическом воспитании у нас есть еще и нерешенные проблемы.
Есть ребята, которым безразличны такие понятия, как воинский долг, честь, патриотизм, и отсюда нежелание некоторой части молодежи служить в армии. Эта проблема касается как образовательных учреждений, так и семей, молодежных организаций, трудовых коллективов, организаций местного самоуправления.
Некоторая часть подростков и молодежи с пренебрежением относится к выполнению гражданских обязанностей, к традициям и обычаям своего народа. Они слабо знают свою родословную, историю своего края, своей страны. В них развиваются такие качества как равнодушие, эгоизм, агрессивность, озлобленность, неуважительное отношение к сверстникам.
Сегодня необходимо обратить серьезное внимание и на отношение к святым местам - памятникам, мемориалам. Молодежь, прогуливаясь на берегу Белой у памятника, оставляет после себя мусор. В школах имеется график дежурства у памятников, но недостаточно внимания обращается на выращивание разнообразных цветов у памятников и обелисков.
Все меньше и меньше ветеранов остаются в строю. В связи с этим мы должны быть озабочены тем, что теряем живую работу по патриотическому воспитанию молодого поколения. Сегодня надо вести работу по созданию видеоматериалов, которые смогут использовать будущие поколения.
Отчетливо прослеживается тенденция к ухудшению состояния здоровья молодежи. Все больше молодых людей употребляют алкоголь, сигареты.
Недостаточная работа ведется по формированию гражданского сознания и правовой культуры.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является важной составной частью всего воспитательного процесса. Это наша общая задача - образовательных учреждений, органов местного самоуправления, военкомата, общественных ветеранских, молодежных организаций, трудовых коллективов, средств массовой информации. Только при комплексном подходе всех заинтересованных сторон мы можем поднять на более качественный уровень всю систему гражданско-патриотического воспитания.

Заместитель главы
Администрации, начальник
отдела образования
Р.М.ВАГАПОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru