Законодательство
Републики Башкортостан

Башкортостан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 февраля 2012 г. № 59-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ЯХИНА ИЛЬГАМА ИБРАГИМОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ЧАСТЬЮ 1.1 СТАТЬИ 4 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
"О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"

Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе председательствующего - судьи Л.Ш.Гумеровой, судей В.М.Крылова, Ф.Р.Муратшина,
заслушав в заседании заключение судьи Л.Ш.Гумеровой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" предварительное изучение жалобы,

установил:

1. В своей жалобе гражданин Яхин И.И., имеющий статус реабилитированного лица и статус ветерана труда, требует признать неконституционной часть 1.1 статьи 4 Закона Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 года № 133-з "О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Башкортостан".
Указанный Закон Республики Башкортостан в оспариваемой части (в редакции Закона Республики Башкортостан 17 декабря 2008 года № 81-з) устанавливает, что если реабилитированное лицо или лицо, признанное пострадавшим от политических репрессий, имеет право на меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по его выбору, если законодательством не установлено иное.
Заявитель считает несовместимым с идеей справедливости при осуществлении правового регулирования отношений в сфере социальной защиты лишение лиц, имеющих статус реабилитированного лица и статус ветерана труда, права на получение льготы одновременно по нескольким правовым основаниям и требует восстановить льготы, предусмотренные федеральными законами и законами Республики Башкортостан.
2. Социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом при разграничении полномочий по предметам совместного ведения предусматривается, что решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда и жертв политических репрессий относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации; что указанные полномочия осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета); что финансовое обеспечение соответствующих полномочий предопределяет право органов государственной власти субъекта Российской Федерации принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право; что по указанным вопросам могут приниматься федеральные законы, в которые не допускается включение положений об объемах и порядке осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 1, 2, 3.1 и 4 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" в статье 16 определяет, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, а расходные обязательства по обеспечению этими мерами социальной поддержки являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Участие Российской Федерации выражается в софинансировании мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" устанавливает, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации и определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Средства, необходимые для реализации мер социальной поддержки, выделяются из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 8, статья 22, пункт 2 статьи 10).
3. Социальное государство принимает обязательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации, ее статьями 7, 39, 52 и 53 и Конституцией Республики Башкортостан, ее статьями 11 и 45, в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливать гарантии социальной защиты инвалидов и пожилых граждан.
Конституция Российской Федерации, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, не устанавливает конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов является прерогативой законодателя, который при определении гарантий реализации прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты, критериев их дифференциации, регламентации условий предоставления, при выборе или изменении формы их предоставления, а также определении круга лиц, нуждающихся в такой поддержке. Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (в первоначальной редакции) установил систему льгот для граждан, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных, а также признанных пострадавшими от политических репрессий. По своей правовой природе указанные льготы носили компенсаторный характер, были направлены на создание благоприятных условий реализации прав и свобод граждан из числа вышеназванных категорий, обеспечение их социальной защищенности и в совокупности с другими мерами, предусмотренными данным Законом, были призваны способствовать возмещению причиненного в результате репрессий вреда (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2003 года № 282-О, от 5 июля 2005 года № 246-О и от 1 декабря 2005 года № 462-О).
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлены как общие принципы перехода к новой системе обеспечения мерами социальной поддержки, так и гарантированный минимальный (базовый) уровень этих мер, и тем самым - пределы усмотрения субъекта Российской Федерации при решении вопросов об объеме мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, и условиях их предоставления. Из положений преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ следует, что с 1 января 2005 года при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года); при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2005 года № 462-О, от 29 сентября 2011 года № 1061-О-О, от 29 сентября 2011 года № 1182-О-О).
Законодатель Республики Башкортостан, реализуя предоставленные ему полномочия, определил организационно-правовые формы, конкретные меры социальной защиты, объем и условия их предоставления отдельным категориям граждан. Так, Законом Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 года № 133-з "О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Башкортостан" и Законом Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года № ВС-25/38 "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил" введена требуемая федеральным законом новая система обеспечения мерами социальной поддержки указанных категорий граждан, направленная на установление системы мер социальной поддержки проживающих на территории Башкортостана граждан и на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями льгот в натуральной форме. В частности, реабилитированные лица имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере 620 рублей (часть 1 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Башкортостан"). В названном Законе содержится оспариваемое заявителем правило, согласно которому если реабилитированное лицо или лицо, признанное пострадавшим от политических репрессий, имеет право на меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по его выбору, если законодательством не предусмотрено иное (часть 1.1 статьи 4).
Граждане Российской Федерации - ветераны труда имеют право на меры социальной поддержки, установленные законом и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан, если проживают на территории Республики Башкортостан. При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (пункт 1 части 1 статьи 7, часть 2 статьи 12, часть 2 статьи 13 Закона Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил").
Как видно из приведенных законоположений, право на получение мер социальной поддержки в Республике Башкортостан ограничено фактом проживания гражданина, наделенного статусом реабилитированного лица или ветерана труда, на территории республики, а также требованиями статей 28, 29, 30, 31, 74.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации об установлении и исполнении расходных обязательств публично-правовых образований, вытекающих из принципов бюджетной системы Российской Федерации.
В своих решениях Европейский Суд по правам человека указал, что в сферах, охватываемых экономической, налоговой или социальной политикой, власти страны пользуются более широкой свободой усмотрения, а ответственность государства не может быть установлена без неоправданного расширения ее пределов (Постановление от 29 марта 2011 года по делу "Узан и другие (Usan and others) против Турции" и от 11 января 2011 года по делу "Берю (Beru) против Турции").
Законодатель Республики Башкортостан, исходя из содержания и круга обязанностей публично-правовых образований в сфере социальной защиты и принципов равенства, справедливости и соразмерности, установил, что лица, выступающие носителем одновременно различных специальных правовых статусов, вправе избрать по своему усмотрению индивидуальный правовой статус личности, учитывающий специфику приобретенных ею прав, законных интересов, льгот и преимуществ, включая социальные выплаты.
Приложенными к конституционной жалобе материалами также подтверждается, что заявителю - реабилитированному лицу, исходя из выраженного им волеизъявления, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил".
4. Право реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на получение мер социальной поддержки в Республике Башкортостан может быть ограничено только в том случае, если законодательством не предусмотрено иное.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 55, часть 3) и частью третьей статьи 20 Конституции Республики Башкортостан права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом.
Согласно статье 76, часть 5, Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Пункт 3 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах" устанавливает, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Приведенная норма федерального закона распространяется на все категории ветеранов и действует на всей территории Российской Федерации.
Исходя из презумпции конституционности действующих законоположений и их системной взаимосвязи, законодатель Республики Башкортостан текстуально воспроизвел данное законоположение в Законе Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил" и аналогичное по смыслу правило в Законе Республики Башкортостан "О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Башкортостан".
Таким образом, часть 1.1 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Башкортостан" о возможности предоставления реабилитированному лицу, имеющему одновременно другой специальный правовой статус, мер социальной поддержки по его выбору только по одному основанию, если законодательством не предусмотрено иное, принято в пределах дискреционных полномочий Республики Башкортостан в сфере социальных отношений и с учетом презумпции конституционности действующего федерального права.
На основании изложенного, Конституционный Суд Республики Башкортостан не усматривает неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Башкортостан оспариваемое законоположение. Ввиду отсутствия неопределенности жалоба не может быть принята к рассмотрению в судебном заседании.
Руководствуясь пунктом "а" части 2 статьи 38, пунктом "б" части 1 статьи 46, частью 2 статьи 74, статьями 77 и 78, частью 1 статьи 82 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы заявителя, поскольку она не отвечает требованиям Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", в соответствии с которыми обращение может быть признано допустимым.
2. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данной жалобе не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан".

Конституционный Суд
Республики Башкортостан





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru