Законодательство
Републики Башкортостан

Башкортостан республика

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2011 г. № 240

О МЕРАХ ПО СНИЖЕНИЮ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ДОХОДОВ И БЕДНОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ
ОКАЗАНИЯ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Рост уровня жизни населения за счет снижения дифференциации доходов и бедности является основной целью социальной политики, главным критерием ее эффективности.
Несмотря на замедление темпов роста основных показателей уровня жизни населения, в 2010 году в республике достигнута их положительная динамика: среднедушевые денежные доходы населения по сравнению с 2009 годом увеличились на 10,6% и составили 17805 рублей (в Российской Федерации - 18697 рублей), среднемесячная заработная плата одного работника выросла на 10% и составила 16377 рублей (в Российской Федерации - 21192 рубля).
По уровню среднедушевых денежных доходов населения Республика Башкортостан занимает 19 место в Российской Федерации и 4 место в Приволжском федеральном округе, по уровню бедности - 11 и 2 места соответственно.
Дифференциация населения по денежным доходам в 2010 году по сравнению с 2008 годом снизилась с 18,6 до 17,7 раза.
Сохраняется положительная динамика сокращения дифференциации работников по размерам начисленной заработной платы. Дифференциация уменьшилась с 21,4 раза в 2007 году до 12,4 раза в 2009 году (в Российской Федерации - 14,7 раза).
В соответствии с законодательством Республики Башкортостан осуществляется государственная поддержка многодетных семей в виде бесплатного проезда учащихся на общественном транспорте, обеспечения школьной формой, питанием, предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также жилищного сертификата.
Выплачиваются дополнительные виды пособий многодетным семьям, семьям, проживающим в сельской местности, пособие по уходу за ребенком-инвалидом, а также ежемесячное пособие на ребенка, которое в 2010 году получили 417,3 тыс. детей на сумму более 700 млн. рублей.
На социальную поддержку семей с детьми направлены бюджетные средства в размере 4 млрд. рублей, 65% из которых предоставлены с учетом адресности, на социальную поддержку малообеспеченных семей - в размере 2,6 млрд. рублей.
Вместе с тем сложившиеся в республике в 2010 году и январе - апреле 2011 года основные показатели уровня жизни населения свидетельствуют о некотором замедлении темпов роста денежных доходов и среднемесячной заработной платы не только по сравнению с докризисным периодом, но и со среднероссийским уровнем.
Практически самой высокой в Приволжском федеральном округе сохраняется дифференциация населения по денежным доходам и работников - по уровню заработной платы. Около 70% работающих в Республике Башкортостан получают заработную плату ниже 17 тыс. рублей в месяц (ниже средней по республике).
Часть работников организаций республики получает заработную плату ниже не только прожиточного минимума, но и минимального размера оплаты труда, а с 1 января 2011 года - ниже минимальной заработной платы, установленной в республике в размере 5500 рублей.
Снижается доля оплаты труда в структуре формирования денежных доходов населения с 37,1% в 2007 году до 29,9% в 2009 - 2010 годах.
Среднемесячная заработная плата в отраслях бюджетной сферы и сельском хозяйстве отстает от среднереспубликанского уровня на 30 и 40% соответственно.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 27,6 тыс. чел. и составила 483,8 тыс. чел., или 11,9% от общей численности населения (в 2009 году - 456,2 тыс. чел., или 11,2%).
Рост денежных доходов и заработной платы зависит от эффективной занятости населения.
По состоянию на 1 апреля 2011 года на учете в качестве безработных состояло более 40 тыс. чел. (40270 чел.), уровень регистрируемой безработицы - 2,0% от экономически активного населения. На рынке труда отмечается несоответствие объемов и структуры спроса и предложения рабочей силы. Число вакансий на 1 апреля 2011 года составило 26 тыс. единиц. Коэффициент напряженности по республике - 1,6, по городам - 1,4 (в том числе в г. Уфе - 1,2), по районам - 2,8. За январь - март 2011 года предприятиями республики было заявлено о наличии 49,2 тыс. вакансий.
Особую озабоченность у населения вызывает рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги и продовольственные товары. Доля расходов на оплату жилья, коммунальных услуг и услуг гостиниц в общем объеме денежных доходов населения республики увеличилась с 5,2% в 2005 году до 6,6% в 2010 году, а доля расходов на продукты питания в прожиточном минимуме занимает более 40% в зависимости от социально-демографической группы.
Важным направлением социальной поддержки граждан с низкими доходами является предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Так, в 2010 году чуть более 6% семей (в Российской Федерации - 9,5%, в Приволжском федеральном округе - 8,5%) получили субсидии, средний размер которой увеличился по сравнению с 2009 годом на 23% и составил 1052 рубля в месяц.
Социальное пособие, выплачиваемое определенным категориям малоимущих граждан в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 января 2008 года № 9, также не позволяет вывести их из категории бедных.
Учитывая изложенное, Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Отметить, что принимаемые в республике меры по снижению дифференциации денежных доходов, уровня бедности и оказанию адресной социальной помощи населению не носят системного характера.
2. В целях снижения дифференциации денежных доходов и бедности населения:
а) Министерству финансов Республики Башкортостан при подготовке проекта закона Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной год предусматривать возможность индексации объема бюджетных ассигнований на формирование фондов оплаты труда работников государственных учреждений с учетом единых рекомендаций, утверждаемых ежегодно Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений;
б) Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Министерству образования Республики Башкортостан, Министерству культуры Республики Башкортостан, Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан и другим республиканским органам исполнительной власти, имеющим подведомственные государственные учреждения, совместно с администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан:
принять меры по увеличению заработной платы работников за счет сокращения неэффективных расходов, оптимизационных мер, в том числе сокращения численности административно-управленческого персонала, и реструктуризации сети учреждений;
осуществлять ежеквартальный мониторинг уровня заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений Республики Башкортостан;
в) Министерству экономического развития Республики Башкортостан осуществлять взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, потенциальными инвесторами по привлечению инвестиций в развитие экономики республики;
г) республиканским органам исполнительной власти принять меры по созданию для работников организаций реального сектора экономики условий, позволяющих за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;
д) республиканским органам исполнительной власти, наделенным полномочиями по заключению трудовых договоров с руководителями государственных унитарных предприятий и подготовке указаний представителям государства в советах директоров хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля Республики Башкортостан составляет не менее 50%, по вопросам утверждения условий трудового договора с единоличным исполнительным органом, обеспечить включение в указанные трудовые договоры условий (требований), обязывающих руководителей соответствующих государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ соблюдать соотношение в уровнях оплаты труда 10% работников с наиболее низкой заработной платой и 10% работников с самой высокой заработной платой, предусмотренное Республиканским соглашением между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан на 2011 - 2013 годы, а также предусмотреть меры ответственности руководителя организации за несоблюдение указанных условий (требований);
е) предложить Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно рассматривать возможность установления размера минимальной заработной платы для заключения соглашения о минимальной заработной плате в Республике Башкортостан;
ж) рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан:
обеспечить реализацию мероприятий комплексных программ социально-экономического развития территорий на 2011 - 2015 годы, направленных на организацию новых и расширение действующих производств, обеспечивающих создание рабочих мест и повышение уровня жизни населения;
осуществлять ежеквартальный мониторинг денежных доходов населения, проживающего на соответствующих территориях, результаты которого представлять в Министерство экономического развития Республики Башкортостан до 20-го числа второго месяца, следующего за отчетным;
з) рекомендовать Федерации профсоюзов Республики Башкортостан организовать контроль за обеспечением работодателями установленного коллективным договором соотношения не более 1 : 6 в уровнях оплаты труда 10% работников с наиболее низкой заработной платой и 10% работников с самой высокой заработной платой;
и) предложить объединениям работодателей:
активизировать работу по ежегодному представлению работодателями в Республиканскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений информации о расширении мер социальной защиты работников;
обеспечить ежегодное повышение работодателями заработной платы работникам и доведение ее до уровня не менее среднемесячной заработной платы, сложившейся в соответствующем виде экономической деятельности Республики Башкортостан;
к) межведомственному координационному совету по вопросам погашения просроченной задолженности по заработной плате активизировать работу по погашению просроченной задолженности по заработной плате работникам организаций республики, легализации "теневой" заработной платы.
3. В целях эффективного регулирования рынка труда:
а) Управлению государственной службы занятости населения при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан обеспечить:
ежеквартальный мониторинг состояния рынка труда и разработку прогнозных его оценок на среднесрочный период в разрезе муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;
реализацию Республиканской программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Башкортостан в 2011 году и ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Республики Башкортостан" на 2010 - 2012 годы;
б) государственному учреждению Центр изучения человеческого потенциала при государственном бюджетном научном учреждении Институт социально-политических и правовых исследований Академии наук Республики Башкортостан разработать проект программы реализации Концепции Международной организации труда "Достойный труд" в Республике Башкортостан и представить его в Правительство Республики Башкортостан до 1 сентября 2011 года.
4. В целях повышения уровня социальной поддержки населения Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан совместно с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти разработать и представить в Правительство Республики Башкортостан до 1 сентября 2011 года предложения по повышению эффективности предоставляемой социальной поддержки населения за счет ее адресности, развитию новых моделей (технологий) социальной работы с малоимущими семьями и малоимущими одиноко проживающими гражданами.
5. Министерству связи и массовых коммуникаций Республики Башкортостан обеспечить регулярное освещение вопросов повышения уровня жизни населения Республики Башкортостан.
6. Рекомендовать Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан:
продолжить ежеквартальный мониторинг уровня жизни населения на основе обследования бюджетов домашних хозяйств;
направлять сторонам Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений информацию об уровне жизни населения Республики Башкортостан.
7. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителей Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан в соответствии с распределением обязанностей.

Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
А.Ф.ИЛИМБЕТОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановление Правительства РБ от 18.07.2011 № 240
"О мерах по снижению дифференциации доходов и бедности населения Республики Башкортостан, развитию системы оказания адресной социальной помощи"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru